По данным Минэкономразвития РФ на конец 2021 года, в России работают 6277 социальных предприятий из всех 85 субъектов страны. По словам Вячеслава Шоптенко, директора института организационного развития и стратегических инициатив РАНХиГС, это далеко не все соцпредприятия, а только те, которые вошли в соответствующий реестр.
В первой пятерке по количеству социальных предприятий в регионах — Московская область, Республика Башкортостан, Нижегородская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Москва.
Системно развивает социальное предпринимательство в регионах страны с 2007 года Фонд региональных социальных программ «Наше будущее».
С 2011 года фонд позиционирует себя как импакт-инвестор, рассказывает Юлия Жигулина, исполнительный директор фонда региональных социальных программ «Наше будущее».
По словам Жигулиной, в 2020 году в реестре социальных предприятий было около трех тысяч пунктов и только 72 региона. А топ-пять регионов не меняется. В этом есть роль и фонда «Наше будущее», потому что все регионы-лидеры в различных формах были партнерами с фондом.
«Мы прорабатываем и апробируем с нашими партнерами, регионами различные методы, которые помогают развивать тему социального предпринимательства. В том числе это наши беспроцентные займы, которые являются одной из форм инвестиций. Если говорить о трендах в мире, имеет смысл говорить о смешанном финансировании», — рассказывает Жигулина.
По ее словам, фонд «Наше будущее» закрыл нишу с беспроцентными займами социальным предприятиям, которые находятся на стадии микробизнеса. Когда бизнес растет и развивается, на смену различным инструментам в виде грантов, субсидий, беспроцентных займов приходят другие инструменты, которые уже нужны социальному предпринимателю «на вырост» — инвестиции.
Еще одну роль в развитии социального предпринимательства в регионах играет человеческий фактор — многое зависит от лидера, небезразличного к теме.
Югра, по мнению Жигулиной, первый регион, который осознанно подошел к формированию рынка социальных инвестиций. Регион стал искать инвестиции не где-то, а внутри.
Как работают в Югре
ХМАО-Югра располагала мощным фундаментом в виде крупного бизнеса, которые уже имели опыт выполнения социально значимых задач, рассказывает Наталья Комарова, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. На этом фундаменте началось развитие социального предпринимательства.
Еще один подход ХМАО — передача решения социально значимых проблем самому социальному предпринимателю и некоммерческим организациям.
«Мы опираемся на то, что в данном случае не делим тех, кто решает социально значимые задачи, — большие компании, социальные предприниматели или социально ориентированные некоммерческие организации — и не создаем для них несколько входов в это решение», — говорит Комарова.
По ее мнению, разделение на СО НКО и социальных предпринимателей снижает эффективность работы. За 6 лет применения подхода, в котором ХМАО привлекает к решению социально значимых задач всех, присутствие социальных предпринимателей на рынке региона поднялось с 23% до 52%.
Дискуссия «Социальное предпринимательство и социальная ориентация бизнеса — региональное измерение» состоялась 13 января на Гайдаровском форуме «Россия и мир: приоритеты». Форум проходит при поддержке Правительства Российской Федерации. Организаторы — Президентская академия, Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.