10 марта МИД России выпустил заявление насчет Совета Европы, в котором написал, что не намерен мириться с ситуацией в Совете.
«Россия не будет участвовать в превращении натовцами и послушно следующим за ними ЕС старейшей европейской организации в очередную площадку для заклинаний о западном превосходстве и самолюбования», — заявили в МИД.
Как рассказывает АСИ Мари Давтян, адвокат, руководительница Центра защиты пострадавших от домашнего насилия при Консорциуме женских НПО, из этого заявления можно сделать вывод, что Россия пока не выходит из Совета Европы, а просто не будет участвовать в его заседаниях.
По словам Давтян, для выхода из Совета Европы нужен федеральный закон о денонсации Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который отменил бы закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» от 30 марта 1998 года. И в таком случае Россия перестанет быть в Совете Европы только с 1 января следующего года.
Раньше это может произойти только, если Россию исключит Комитет министров. В этом случае ЕСПЧ все равно будет рассматривать жалобы, которые россияне уже подали.
О том, что в случае выхода России из Совета Европы россияне не смогут обращаться в ЕСПЧ, заявил 10 марта сенатор Андрей Клишас.
Он посоветовал гражданам обращаться в российские суды.
«Выход из Совета Европы никак не повлияет на наших граждан. Наши стандарты во многих сферах выше, чем предусмотрено в документах Совета Европы», — заявил Клишас.
«Если Россия все же решит выйти из Совета Европы, то это ударит в первую очередь по уязвимым группам населения, в том числе пострадавшим от домашнего насилия», — отметила Давтян.
По ее словам, ЕСПЧ имеет большую практику по делам о домашнем насилии.
Чаще всего суд рассматривает эту тему в контексте исполнения государством своих позитивных обязательств для защиты права не подвергаться жестокому обращению (статья 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод), права на уважение личной и семейной жизни (статья 8) и запрета на дискриминацию по признаку пола (статья 14).
Так, в конце декабря 2021 года ЕСПЧ вынес первое пилотное постановление по домашнему насилию в истории Европейского суда. Это, по словам Мари, очень важное решение, к которому консорциум шел несколько лет.
«Россия остается участницей Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), в рамках которой Комитет CEDAW тоже рассматривает индивидуальные жалобы, но он не уполномочен присуждать какие-либо компенсации, а его влияние на государство фактически отсутствует. Комитет — источник мягкого права. Таким образом, альтернатив ЕСПЧ нет», — заключила она.
По мнению Натальи Таубиной, директора фонда «Общественный вердикт» (внесен в реестр НКО-иноагентов), альтернативой остаются комитеты ООН.
«Они созданы в целях обеспечения исполнения международных договоров ООН. В части этих договоров есть процедура подачи индивидуальных жалоб, соответственно, комитеты принимают жалобы, рассматривают и выносят решения. В частности, Комитет по правам человека, Комитет против пыток. Соответственно, можно будет направлять жалобы туда», — объяснила Таубина.
Однако, по ее словам, нужно иметь в виду, что Россия не особенно стремилась выполнять решения комитетов ООН по индивидуальным жалобам. Их рассматривали не как обязательный юридический документ, а как решение рекомендательного характера.
Обновление от 11.03.22, 10:23:
Добавлена цитата Натальи Таубиной.