Новости
Новости
21.11.2024
20.11.2024
19.11.2024
18+
Новости

Как играючи улучшить положение НКО-сектора в регионе

Как деловая игра помогает разработать дорожную карту для позитивных изменений в секторе — показали на региональном форуме «Сообщество».

Фото: Евгения Федорова / АСИ

15 апреля на региональном форуме в Новосибирске прошла проектная сессия «Региональный рейтинг «Регион-НКО»: дефициты и «точки роста» третьего сектора в субъектах РФ». 

Региональный рейтинг «Регион-НКО» — инструмент, который разработали, чтобы мотивировать субъекты РФ анализировать, что происходит с сектором и как можно его улучшить, рассказывает Елена Тополева, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, директор Агентства социальной информации. 

Рейтинг создали рейтинговое агентство «РАЭКС-Аналитика» совместно с Общественной палатой РФ. Пилот рейтинга представляли в 2020 году. 

После выпуска пилота все регионы отреагировали: кто-то ликовал, кто-то дулся, а кто-то стал задумываться, рассказывает Тополева.

Тогда около пятнадцати регионов обратились к Общественной палате с просьбой прицельно поработать с ними для улучшения результата в рейтинге. По словам Тополевой, это помогло некоторым перебраться на более высокие позиции ко второму рейтингу. Например, Новгородская область «поднялась» на 48 позиций, Нижегородская — на 44, Краснодарский край — на 41. 

Новосибирская область в общем рейтинге заняла 17-е место. На проектной сессии участникам предложили в формате деловой игры найти возможности для улучшения этого результата. 

Как играть

В деловой игре участникам нужно проанализировать показатели рейтинга своего региона. Всего показателей 10.

Что это за показатели:

экономическая значимость некоммерческого сектора в регионе —  учитываются количество НКО, суммарная выручка НКО в регионе;

устойчивость существования некоммерческого сектора в регионе — доля действующих НКО, средний возраст НКО в регионе, количество новых НКО и так далее;

активность деятельности НКО — участие в конкурсах Фонда президентских грантов, доля получивших гранты;

поддержка НКО региональной властью — объем поддержки НКО, оказанной регионом, общее количество поддержанных НКО;

онлайн-доступность информации о поддержке НКО в регионах — насколько легко любая НКО региона может выяснить, как она может получить поддержку;

медиаактивность некоммерческого сектора в регионе — количество публикаций об НКО в материалах АСИ и других федеральных и региональных СМИ;

результаты экспертного опроса о развитии некоммерческого сектора — оценка независимыми экспертами взаимодействия между НКО, властью, СМИ и бизнесом в регионе;

социальная значимость сектора в регионе — численность работников НКО в регионе, динамика налоговых вычетов на благотворительность, объем социальных услуг в регионе, количество НКО в реестре поставщиков социальных услуг;

значимость региональных общественных палат для НКО — общественно-политическая активность региональной Общественной палаты;

значимость ресурсных центров поддержки НКО — количество центров, суммарные сборы ресурсных центров и так далее.

Эти показатели нужно разобрать на дефициты и точки роста, то есть на то, чего в секторе региона не хватает, а чего в достатке и на что можно опереться, рассказывает Оксана Коротеева, директор научно-образовательного центра «Общественно-государственное взаимодействие, некоммерческий сектор и социальное предпринимательство» ИГСУ РАНХиГС.

Например, в показателе «Социальная значимость» для Новосибирска участники выделили дефицит добровольцев, которые приходят в некоммерческие организации. Точка роста при этом — количество сотрудников НКО, количество НКО в реестре поставщиков соцуслуг и участие региона в пилоте закона о государственном социальном заказе. 

Так нужно проанализировать все показатели рейтинга. После этого можно подходить к формированию дорожной карты.

Для этого нужно подумать, как улучшить критерий, оказавшийся в дефиците: придумать мероприятие, выявить, кто будет за него ответственен (власть, НКО, ресурсные центры, региональные общественные палаты или бизнес) и конкретный конечный результат. 

Например, в дефиците Новосибирской области назвали неактивное участие местных НКО в конкурсах Фонда президентских грантов.

Для улучшения ситуации можно проводить ежемесячные встречи на базе ресурсных центров, на которых отвечали бы на вопросы об участии в конкурсах. Ответственным за это можно назначить сами ресурсные центры, Минюст, Общественные палаты. Как результат таких встреч — НКО станут увереннее участвовать в конкурсах Фонда президентских грантов.  

Все это не конечные решения, а повод для мозгового штурма и обсуждений. Из всех предложений может получиться дорожная карта для работы над изменениями.

Форум «Сообщество» — это открытая площадка для диалога между чиновниками, предпринимателями, гражданскими активистами, представителями НКО и просто неравнодушными людьми. Его главная задача — выявить лучшие региональные и федеральные практики гражданской активности, объединить единомышленников. В том числе по итогам выработанных во время форума предложений эксперты подготовят доклад ОП о состоянии гражданского общества в России, который впоследствии будет представлен главе государства.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике