29 июня на X Петербургском международном юридическом форуме прошла секция «Понятие и законодательное регулирование статуса иностранного агента». На ней выступал представитель Минюста и один из авторов нового закона об иноагентах. Закон приняли 29 июня, он объединяет положения из предыдущих законов.
Немного истории
Внутренняя политика любого государства включает в себя формирование и реализацию стратегии развития всех сфер жизни страны, рассказывает Роман Цыганов, заместитель директора департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации.
Наиболее активными участниками этой сферы он называет общественные объединения, некоммерческие организации, которые должны работать для улучшения жизни страны. Для их поддержки, по его словам, государство взяло курс на развитие государственно-частного партнерства и снижение административной нагрузки.
«Вследствие этого со временем стал обращать на себя внимание тот факт, что деятельность ряда некоммерческих организаций носит политический характер и оплачивается со стороны иностранных государств», — заявил Цыганов.
Задавшись вопросом, чем же обусловлен интерес иностранных государств к российскому некоммерческому сектору, в 2012 году в России ввели институт иностранного агента.
По его словам, это вызвано двумя факторами:
- стремление обеспечить прозрачность и открытость деятельности НКО, финансируемых из иностранных источников и имеющих намерение вести политическую деятельность в РФ;
- укрепление суверенитета, политической независимости и защита национальных интересов от иностранного влияния.
Введение института иностранного агента вызвало резонанс в среде правозащитников. Но Цыганов подчеркивает: любые попытки обнаружить в словосочетании «иностранный агент» какой-то контекст лишены конституционно-правовых оснований. К тому же Конституционный суд постановил, что это словосочетание не нацелено на формирование отрицательного отношения у жертвователей или партнеров.
К тому же, продолжил Цыганов, включение в реестр не влечет запрет деятельности НКО либо ликвидацию организации.
За что оказываются в реестре
По словам представителя Минюста, основные сферы политической деятельности НКО, включенных в реестр иностранных агентов, — законодательное регулирование прав и свобод человека в целях оказания влияния на выработку госполитики, работу госорганов. Такая политическая деятельность осуществлялась путем публичных обращений в госорганы, в том числе с требованием изменить или отменить нормативно-правовые акты.
Туда же относят распространение мнения о решениях, формирование общественных взглядов и убеждений, в том числе противоречащих политике РФ. Это притом, отметил Цыганов, что их деятельность по учредительным документам носит гуманитарную направленность, связанную с социальными, образовательными, культурными и научными мероприятиями.
«Например, одна из включенных в реестр организаций, несмотря на уставные цели по предоставлению услуг в сфере культуры в рамках российско-германских проектов по расширению связей с другими странами мира, приняла участие в публичных мероприятиях, в которых давалась оценка внешней политики по вхождению Крыма в состав России», — сказал он.
«Другая НКО на постоянной основе осуществляла мероприятия с критикой сферы защиты основ конституционного строя и защиты суверенитета, внешней политики, деятельности госорганов, законодательного регулирования прав и свобод человека», — заявил Цыганов.
Еще та же организация опубликовала доклад с результатами исследования «правовых проблем безнаказанности преступлений, которые санкционированы правительством». В нем же она предложила меры по преодолению их последствий. А еще распространяла мнения о нарушениях прав человека, связанных с разными темами: начиная с крымской тематики, заканчивая повсеместным нарушением прав адвокатов РФ со стороны органов государственной власти.
Цыганов рассказал еще одну историю: организация предоставляла услуги в сфере социальной защиты, оказывала социальную, психологическую, правовую помощь населению, содействуя гармоничному развитию общества и права и волонтерских инициатив. Однако несмотря на это, его руководитель от имени организации «среди прочего» принимал участие в акциях протеста, выступал за отмену законодательства, запрещающего пропаганду ЛГБТ среди несовершеннолетних, и собирал подписи под петицией в поддержку международной организации «Мемориал» (признан НКО-иноагентом и ликвидирован).
По его словам, это только отдельные эпизоды, позволяющие включить НКО в реестр, но были и другие.
Что еще хотят учесть в законодательстве
По новому закону иностранным агентам запрещено вести просветительскую деятельность среди несовершеннолетних. Мария Бутина, депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, соавтор закона, заявила, что это было логично.
«При разработке закона об иностранных агентах я как депутат исходила из многократных обращений граждан в связи с просветительской деятельностью иноагентов в России. Мы разбирали школьные учебники, в которых есть ссылки на ресурсы с альтернативной версией истории. Это учебники с фальсификацией истории, распространением межнациональной вражды в России», — сказала она.
Однако, по ее мнению, есть момент, который они не учли в новом законе, — хотели пойти по «среднему варианту», чтобы в РФ был не самый жесткий закон. Но момент все-таки хотят учесть.
По словам Бутиной, если при наличии политической деятельности и иностранного финансирования НКО не будет сама добровольно включаться в реестр иноагентов, ее нужно привлекать не к административной ответственности, а к «серьезной уголовной».
«Мы помним с вами, в чем суть духа нашего закона. Мы хотим, чтобы люди знали, за чей счет банкет. Если вы работаете за иностранные деньги, будьте добры, вставайте на учет», — сказала Бутина.
По ее мнению, иноагенты могут работать в России, но с ограничениями.
«Вы не должны участвовать в принятии политических решений в России, вы не должны заниматься такой деятельностью за государственный счет. Нельзя брать деньги от одного государства и выдвигать его интересы на территории РФ и одновременно брать деньги из бюджета РФ! Нельзя получать гранты наравне с общественными организациями, которые работают только на российские интересы», — заключила Бутина.
Посмотреть трансляцию можно тут.