Делегация посетила дома-интернаты, производственно-интеграционные мастерские для людей с инвалидностью им. В.П. Шмитца, квартиры сопровождаемого проживания и Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области.
По мнению исполнительного директора РБОО «Центр лечебной педагогики» Александры Фадиной, Псковская область считается передовой по развитию региональной системы комплексного межведомственного сопровождения людей с психическими нарушениями среди других регионов.
«Здесь налажена ранняя помощь в системе социальной защиты и образования, работает Центр сопровождения семьи, есть участковые социальные работники, в обязанности которых входит выявление нуждающихся в социальной помощи и ее адресное оказание», — говорит эксперт.
«На базе Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения успешно работает ранняя помощь, детский сад для детей с тяжелыми формами инвалидности, школа с группой продленного дня, есть тренировочные квартиры сопровождаемого проживания, в которых старшие ребята могут пройти специальную программу адаптации».
Александра Фадина уточнила, что в ходит в специальную программу адаптации: «Ребят с тяжелыми нарушениями развития учат быть самостоятельными: пользоваться бытовой техникой, планировать покупки, готовить еду, общаться между собой в быту, а не только на занятиях, но и в целом обходиться без помощи мамы».
На межведомственном круглом столе под председательством первого заместителя губернатора Псковской области Веры Емельяновой председатель правления РБОО «Центр лечебной педагогики» Анна Битова отметила позитивные изменения в организациях региона и предложила развивать дальше систему сопровождаемого проживания людей с инвалидностью как альтернативы интернатным учреждениям.
Показателен опыт Бельско-Устьенского детского дома-интерната для умственно отсталых детей, выпускники которого совместно с попечителями построили два коттеджа для сопровождаемого проживания. Теперь в одном из них живут пять женщин, в другом шестеро мужчин с сопровождением сотрудников интерната. Они активно занимаются сельским хозяйством.
Кроме того, участники круглого стола предложили рассмотреть возможность профессионального обучения ребят из детских домов-интернатов с возможностью дальнейшего трудоустройства, провести работу с университетом и колледжами по привлечению молодых специалистов, в том числе организовать распределенную практику на базе детских домов-интернатов (ДДИ), психоневрологических интернатов (ПНИ) и совместно с центрами занятости обеспечить регулярную трудовую занятость проживающих в интернатах.