13 сентября Минобрнауки опубликовал Концепцию развития сети психологических служб в российских вузах, согласно которой к 2025 году в каждом высшем учебном заведении будут работать психологи, сообщает «Парламентская газета». Предполагается, что в такие службы смогут обращаться и студенты, и преподаватели.
Согласно концепции, развивать систему психологической помощи нужно из-за участившихся случаев, в которых студенты проявляли агрессию и не могли решить конфликт без насилия.
По данным Российской академии образования, из почти 22 тысяч опрошенных первокурсников у 20,9% оказались эмоциональные проблемы из-за повышенной возбудимости, депрессивных состояний и тревожности.
Уже в этом году психологические службы в пилотном режиме должны появиться в 15 вузах восьми регионов России, а к 2025 году — во всех. АСИ спросило специалиста Центра поддержки для людей с психическими расстройствами и их близких «Как ты», нужны ли вузам такие службы.
«На мой взгляд, создание системы психологической помощи студентам и преподавателем это очень важная часть деятельности каждого вуза. Не секрет, что учебная деятельность студента сопряжена и со стрессовыми событиями — зачеты, экзамены, большая учебная нагрузка и так далее — а также с большой внутренней работой, связанной с адаптацией к новым условиям», — рассказывает Екатерина Шабалина, клинический психолог, консультант центра «Как ты».
На эмоциональное состояние, по словам клинического психолога, влияет и нарастающее напряжение, связанное с реализацией в будущем. В обществе бытует мнение, что успешность жизни напрямую зависит от эффективности во время обучения в вузе.
«В нашем обществе мы часто сталкиваемся с мнением, что высшее образование — это некая финишная прямая, на которой в зависимости от того, как быстро ты ускоришься и эффективно её преодолеешь, – от этого и будет зависеть вся дальнейшая жизнь: успешная или неуспешная. Как будто бы это такой период в жизни без шанса на ошибку или промедление», — объясняет Екатерина.
От этого у студентов могут проявиться перфекционизм, интенсивная тревога, депрессивные эпизоды и другие эмоциональные состояния.
И преподаватели вузов, отмечает Екатерина Шабалина, во время работы могут столкнуться с эмоциональным выгоранием и другими состояниями, влияющими и на качество работы, и на психологическое благополучие.
Однако работа таких психологических служб должна быть нацелена на помощь, поддержку и создание безопасной среды. Если же психологи в вузах будут искать студентов с психологическими проблемами, «исправлять» их эмоциональные и поведенческие реакции, это будет противоречить самим принципам оказания психологической помощи.
«Вероятно, более эффективным будет ситуация сотрудничества, где каждому обратившемуся будет гарантирована конфиденциальность, бережное отношение и совместно сформулированный безопасный план работы», — говорит Екатерина.
К тому же, по мнению клинического психолога, в вузах будет полезно психообразование, во время которого и студенты, и преподаватели смогут научиться доброму отношению к себе и другим и эмоциональной регуляции.