Качественное исследование о работе и проблемах московских НКО АСИ провело в третий раз. В 2020 году изучали общее положение НКО Москвы, в 2021-м — как на них повлияла пандемия COVID-19. В 2022-м больше внимания уделяли коммуникациям, передаче опыта между НКО, использованию экспертных возможностей некоммерческих организаций.
Итоги исследования обсуждали в Институте дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Москвы (ИДПО).
«Уже в третий раз в рейтинге «Регион-НКО» первое место занимает Москва. И мы уже третий год ведем работу, чтобы улучшать ситуацию с доступом некоммерческих организаций к оказанию бюджетных услуг», – говорит Елена Тополева-Солдунова, директор Агентства социальной информации.
«Мы стараемся большое внимание уделять московским НКО и их работе. И не зря мы начали сотрудничество с ИДПО – мне кажется, вместе мы можем сделать больше для НКО Москвы», — продолжает Тополева-Солдунова.
Елена Тополева-Солдунова. Фото: Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО)
В ходе очередного исследования АСИ сотрудничало с независимым социологом Варварой Зотовой.
Исследователи пытались понять, какие есть барьеры и «драйверы» для развития московских НКО, что изменилось во взаимодействии с государственными органами за год, почему НКО вступают в реестр поставщиков соцуслуг или не считают нужным это делать.
Исследование основано на 30 интервью с руководителями московских НКО, оказывающих социальные услуги, материал собран летом 2022 года.
Каковы выводы?
Исследователи говорят о слабой динамике изменений в благотворительной среде. НКО продолжают работать в меняющихся условиях, но опыт пандемии их закалил, и они отмечают, что с точки зрения организации рабочих процессов, 2022 год легче, чем «пандемийный».
«Выжившие НКО мужественно встретили 2022 год. Это в том числе ресурс понимания своих возможностей», – отмечает Варвара Зотова.
У НКО появились новые категории благополучателей – беженцы, их родственники и близкие.
Реестр поставщиков социальных услуг все еще выглядит непривлекательным для многих НКО. Хотя респонденты отмечают, что в 2022 году облегчили процесс вступления, проблема тарифов, бюрократии и отчетности остается. НКО считают, что находиться в реестре выгодно, если у организации много проектов и подопечных.
Варвара Зотова. Фото: Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО)
Также организации отметили, что государство прислушивается к мнению третьего сектора.
Какие есть барьеры?
Ключевыми барьерами в работе НКО остаются хроническое недофинансирование сектора, высокий уровень зарегулированности, бюрократия и деструктивная конкуренция, обостряющаяся в условиях нестабильности и дефицита ресурсов. Дополнительные сложности возникают из-за блокировки социальных сетей – освоенных каналов коммуникации НКО, с помощью которых они поддерживали связь с благополучателями, находили рекуррентных доноров, рассказывали о деятельности организации. Каналы коммуникации пришлось перенастраивать, и на это тоже уходят ресурсы.
Что способствует развитию НКО?
Среди «драйверов» для НКО исследователи выделили бизнес-компетенции некоммерческих организаций, диверсификацию финансирования, возможность отдать операционные задачи на аутсорсинг, поддержку государства и цифровизацию деятельности.
Сложившийся за период пандемии тренд на цифровизацию услуг уверенно растет. Отдельные НКО разработали цифровые решения, чтобы оптимизировать бумажную работу, наладить аналитику потребностей благополучателей и для других задач.
«Но пока сфера НКО не очень готова к цифровизации. Еще нужно объяснить, что это, зачем и почему стоит ее использовать. И Москва вместе с НКО может заниматься интеграцией цифровых решений в некоммерческую сферу», – уверена Зотова.
Чем НКО готовы делиться с коллегами?
В ходе исследования также выясняли, что мешает НКО передавать свой опыт коллегам по некоммерческому сектору и по социальной сфере.
Многие организации считают, что их опыт не поддается тиражированию, так как он уникален. Например, услуги организации рассчитаны на небольшую группу людей, для которых НКО создает целую экосистему помощи. Адаптировать такие услуги к потребностям других целевых групп кажется невозможным.
В ряде случаев НКО отказываются от масштабирования деятельности, потому что боятся потери качества при смене провайдера, не доверяя другим некоммерческим организациям. А у тех, кто готов делиться опытом, часто не хватает на это ресурсов, нет площадок для взаимодействия с коллегами, нет каналов коммуникации.
Проблемы коммуникации касаются и взаимодействия с государством. НКО отмечают, что часто государство не видит в них экспертов.
Какую поддержку НКО готовы оказать государственные учреждения?
В Институте дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Москвы отмечают: они всегда готовы к сотрудничеству с НКО. Институт занимается подготовкой сотрудников социальной сферы, оказывает консалтинговые услуги, проводит кадровую диагностику и обучение.
«В исследовании говорилось, что государство не всегда воспринимает НКО как экспертов. Но я думаю, что это усреднение. Есть государственные организации, которые очень плотно работают с НКО и считают их одним из источников знаний для себя», – говорит Игорь Тимофеев, заместитель директора ИДПО.
В течение 2022 ИДПО проводил образовательные программы для сотрудников НКО и их специалистов. Например, вместе с «Бюро добрых дел» институт разработал программу повышения квалификации и организует практико-ориентированные стажировки.
Игорь Тимофеев. Фото: Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО)
В каких случаях ИДПО сотрудничает с НКО и в каких формах?
- Если у НКО есть готовый образовательный продукт, институт поможет встроить его в систему обучения специалистов и стандартизировать.
- Если у НКО есть опыт, его помогут систематизировать и превратить в образовательную программу.
- Если у НКО есть уникальный опыт, которым она готова делиться, институт поможет организовать стажировку.
- Институт готов сотрудничать в проведении тематических мероприятий, конференций, круглых столов, возможны выступления специалистов НКО в лектории ИДПО.
- ИДПО открыт для совместных исследований, направленных на формирование базы доказательных социальных практик.
В любом случае между НКО и институтом будет заключаться партнерское соглашение. Все юридические вопросы решает институт, чтобы сократить объем бюрократических проволочек.
АСИ и ИДПО заключили соглашение о сотрудничестве.
Связаться с ИДПО и договориться о совместном проекте можно, написав Тимуру Кабирову: KabirovTM@social.mos.ru.
Исследование «НКО как провайдеры услуг населению» – часть проекта «НКО – провайдеры услуг и источник помощи», который АСИ реализует при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Материалы, которые публикует АСИ о работе московских СО НКО, можно прочитать по ссылке.