Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила инициативу 2019 года, согласно которой предлагается ввести обязательную психологическую экспертизу для потенциальных приемных родителей. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на члена комиссии и председателя правления Ассоциации юристов России (АЮР) Владимира Груздева.
Предполагается, что так будут проверять мотивацию будущих опекунов. Цель обозначена как защита детей и профилактика возвратов в детские дома. Проект также запрещает брать больше одного ребенка в семью в год и устанавливает сопровождение усыновленного ребенка со стороны органов опеки и попечительства.
Светлана Строганова, программный директор фонда «Дети наши», сообщила АСИ, что потребность в психологической экспертизе приемных родителей есть.
«Сейчас система построена таким образом, что потенциальному приемному родителю или опекуну необходимо собрать пакет документов, подтвердить наличие жилья и зарплаты. Это достаточное основание, чтобы забрать ребенка. Ресурсность семьи никто не оценивает», — отметила Строганова.
По ее словам, даже после школ приемного родительства (ШПР) выдают бессрочную справку о прохождении обучения, но не проверяют, помнит ли кандидат что-то через несколько лет.
Однако вопрос к законопроекту не в необходимости таких изменений, а в возможности реализовать эти идеи. Непонятно, откуда возьмут единую методику для психологической экспертизы, нужное количество специалистов и как их обучат.
А вот пункт, разрешающий взять только одного ребенка в год, Светлана Строганова считает необоснованным. Несмотря на то, что ограничение не распространяется на братьев и сестер, способность семьи взять нескольких детей — ее индивидуальная история.
«Здесь мы как раз возвращаемся к вопросу качественного тестирования кандидатов, определения их возможностей, ресурсов и рисков. Кто-то готов взять сразу двух или трех детей, кто-то, взяв одного, не будет готов взять еще одного ни через год, ни через три», — пояснила она.
Если не включать это ограничение в проект, предложенные меры действительно смогут помочь, считает Строганова. Однако для этого нужна грамотная реализация, насчет которой возникают сомнения. Вопросы могут возникнуть и с финансированием, и с тестированием выбранных методик, и с отсутствием консультаций профильных экспертов, в том числе из НКО-сектора.
«Мне кажется, было бы намного более логично испробовать методику сначала на одном пилотном регионе, может быть, даже районе, чтобы сделать практические выводы о реальных затратах, рисках и так далее. Законопроект — это прекрасная идея. Но, как практик, работающий «в поле», я вижу, что готовности реализовать эту идею у нас пока нет», — заключила Строганова.