В конце ноября на портале «Наш город» появилась новая тема для приема обращений «Животное в опасности». Сообщить можно о своих, чужих или бездомных животных. Заявки принимают, если животное находится во дворе дома, на городской территории или в местах общего пользования многоквартирного дома.
Необходимо указать точку на карте, где нашли животное, описать проблему, прикрепить фотографию с места события и заполнить анкету. Редакция портала передаст заявку органам исполнительной власти и подведомственным организациям: ГБУ «Жилищник», управе района и другим учреждениям.
«Если вы хотите сообщить о других проблемах, связанных с животными (обнаружили животных на территории частной / федеральной собственности, животные нуждаются в финансовой помощи, жестокое обращение с животными), вы можете обратиться в соответствующие организации», – сказано на портале.
«Звучит как фантастика»
Наталья Цветкова, координатор благотворительных программ фонда помощи бездомным животным «РЭЙ», говорит, что никогда не слышала о том, чтобы ГБУ «Жилищник» или другие подведомственные организации помогали животным. Как правило, волонтеры сталкиваются с обратной ситуацией.
«Нам регулярно звонят люди и говорят, что в подвалах заперты животные. Люди пишут обращения, обрывают телефоны, при этом идет время, и животные погибают. И новость о том, что ГБУ «Жилищник» поможет – лично для нас звучит как фантастика», – говорит Наталья Цветкова.
Сейчас, если животное оказалось в беде, москвичи могут позвонить в 112. Служба перенаправит запрос общественному поисково-спасательному отряду «Спасрезерв». Добровольцы помогают, если животное застряло на дереве, упало в люк или оказалось заперто.
Проблема в том, что это волонтерский отряд – они могут приехать на вызов не всегда и не во все районах Москвы.
«А еще они спасают животных, но взять их не могут: им некуда. Хорошо, когда заявитель забирает животное себе… Но часто им приходится просто оставлять животное на улице», – объясняет Наталья Цветкова.
Если отряд занят или не может приехать, человек вынужден обращаться к частным альпинистам или ловцам. Это платная услуга, стоимость которую горожанам не возместят.
«Пока мы не понимаем, кто будет приезжать на помощь после оставленной на портале заявке. И что будет происходить дальше с животным», – добавляет Цветкова.
«Нет службы, которая поможет животному «под ключ»
Фонд «РЭЙ» получает заявки о животных в беде регулярно. В организацию обращаются, если узнали о жестоком обращении, увидели запертого в машине питомца, заметили раненое животное.
У фонда нет места, куда они могли бы забрать животных. На попечении «РЭЯ» более 40 приютов: им привозят корма, помогают в лечении, предоставляют машину для перевозок. Отдавать животное им – тоже не вариант, поскольку это будет только дополнительной нагрузкой на приюты.
«Люди, которые обращаются за помощью, как правило нуждаются в одном: чтобы животное кто-то забрал. Есть же приют – значит туда можно отдать. Но всегда есть много нюансов. Например, если животное сбила машина, ему нужно лечение, а во многих приютах такой возможности нет. Там тяжелые условия: больное животное там не выживет», – объясняет Наталья Цветкова.
Животных в беде больше, чем приютов и волонтеров. Поэтому для фонда важно, чтобы человек сам принимал участие в жизни спасенного животного. В «РЭЕ» готовы помогать: дать контакты ловцов, помочь в стерилизации, разместить анкету питомца на сайте фонда, чтобы найти ему нового хозяина.
Фото: Malek Dridi / Unsplash
«В городе нет службы, которая занялась бы животным «под ключ». Нет столько волонтеров, чтобы забрать всех на передержку. Поэтому важно научить человека помогать самостоятельно. Понятно, что в одиночку нельзя взять собаку и сразу найти 100 тысяч рублей на ее лечение. Но нужно, чтобы человек стал куратором, взаимодействовал в фондом, искал новых хозяев и собирал средства», – говорит Наталья Цветкова.