Исследование (есть в распоряжении редакции АСИ) проводилось с августа по сентябрь 2024 года. В нем приняли участие более 250 специалистов — практикующие психологи, социальные педагоги, воспитатели.
Опрос показал: в среднем специалисты работают приблизительно с 14–20 приемными семьями за год. И только 29% опрошенных не сталкивались с возвратами в учреждения усыновленных или взятых под опеку детей. Хотя таких случаев немного: обычно один-два в год.
Самые частые причины возвратов, по мнению специалистов, — это завышенные ожидания родителей и последовавшее разочарование, психиатрический диагноз ребенка и нехватка социальной поддержки.
Почти треть респондентов ответили, что регулярно сталкиваются с родителями, которые не готовы работать с ребенком и перекладывают эту обязанность полностью на специалиста. Еще половина отметили, что иногда встречают такое отношение.
При этом семьи тоже сталкиваются с целым рядом проблем. О том, что в России мало специалистов, которые работают с приемными семьями, говорят 79% респондентов. Еще 77% опрошенных отмечают, что часто у приемных семей возникают проблемы с задержкой развития у ребенка и трудностями в его учебе.
Приемные семьи в основном обращаются к специалистам по трем запросам: девиантное поведение ребенка, сложности с учебой и выгорание опекуна. Только 41% опрошенных ответили, что к ним приходят с запросами на работу с опытом сиротства и отказом от опекунства.
Как отмечают авторы исследования, собранная информация поможет создать единую карту реальной ситуации.
«Результаты этого аналитического проекта могут стать ключевыми для формирования системного подхода в оказании помощи всем участникам процесса, от маленьких граждан до законодателей. Их задача не только осветить сложные аспекты жизни лишенных попечения родителей детей, но также начать конструктивный разговор о будущих шагах для помощи нашим детям», — пояснила Татьяна Тульчинская, основатель фонда «Здесь и сейчас».
Планируется, что эти данные смогут стать фундаментом для разработки новых стратегий и повышения эффективности уже существующих методик поддержки не только детей-сирот, но и опекунов, приемных родителей, специалистов по работе с детьми без попечения родителей.