23 мая 2025 года на международном фестивале «Интермузей» директор фонда исследовательских, культурных и просветительских проектов «Будущее время» Наталья Сергиевская представила результаты исследования о влиятельности музейных проектов. Авторов работы интересовало, насколько повлияли на общество музейные проекты, организованные с 2017 по 2021 год.
В результате проведенной работы исследователи пришли к выводу, что сейчас организаторы музейных выставок чаще всего не задумываются о долгосрочном влиянии проектов на общество. В итоге спустя несколько лет люди забывают эти музейные проекты и о них уже невозможно найти никакой информации.
«Выяснилось, что в Российской Федерации 2920 музеев. В среднем они делают по 12 проектов в год. Итого в год в стране появляется как минимум 35 040 проектов — выставок, фестивалей, арт-мастерских, — сказала Наталья Сергиевская. — При этом в массовом информационном поле фигурирует около 80 проектов в год».
Упоминание чуть большего количества проектов, по словам исследовательницы, остается в грантовых документах. Фонд президентских грантов поддерживает 50–100 музейных проектов в год, Министерство культуры — 20–50, частные фонды и КСО — 100–200. Еще есть проекты, поддержанные региональными министерствами культуры, частными спонсорами и краудфандингом, но информацию о них найти очень трудно.
Всего за четыре исследуемых года удалось найти всего 470 внятно описанных и 159 подробно описанных проектов. Аналитики не учитывали проекты повторяющиеся и хозяйственные, например ремонт музейных зданий. Сведений о проектах в 20 регионах, среди которых Адыгея, Кабардино-Балкария, Забайкальский край, Тыва, Смоленская область и некоторые другие, авторы работы не нашли.
При этом исследователи заметили закономерность. Так, в 2018 году в России преобладали инфраструктурные проекты (создание музеев) — все работали на долгую перспективу. В 2020–2021 годах приоритет отдавался инклюзивным проектам.
Больше всего музейных проектов во все годы были посвящены локальной истории. В городах-миллионниках таких проектов около 10%, в небольших населенных пунктах — 20–25%.
В результате проделанного анализа исследователи заключили, что для увеличения влиятельности музейных проектов необходимо подходить к ним с критериями социального проектирования. Для этого с самого возникновения замысла организаторы проекта должны ставить вопрос о целевой аудитории проекта и выяснять, что он изменит в жизни этой целевой аудитории.
Исследование провели по заказу Фонда Владимира Потанина.