Система профилактики социального сиротства — это «совокупность органов государства, институтов гражданского общества, социально ответственного бизнеса, научного, экспертного и родительского сообществ, а также их деятельность по защите и восстановлению права детей жить и воспитываться в родной семье, в том числе в ситуации потери несовершеннолетними родительского попечения и заботы, размещения детей в учреждениях при наличии в живых одного или обоих родителей».
О публикации доклада сообщила уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова в своем телеграм-канале.
В начале июня омбудсмен представила специальный доклад президенту России.
«В документе — актуальная картина того, как сегодня устроена система профилактики, какие существуют противоречия, где требуются дополнительные решения и изменения. Отразили ключевые моменты: от правового регулирования и финансирования до межведомственного взаимодействия», — отметила Львова-Белова.
Так, например, в докладе сказано, что органы опеки в России часто подходят к подготовке документов о лишении или ограничении родительских прав формально, используя шаблонные заключения. А материалы, которые передаются в суд, «предопределяют наличие оснований для лишения прав или ограничения в них».
Команда омбудсмена проанализировала 923 документа, включая иски и судебные решения. И из них только у 341 семьи есть шанс вернуть детей, если провести с родителями индивидуальную профилактическую работу. Это затронет 682 ребенка.
Основными инициаторами восстановления родителей в правах выступают организации для детей-сирот, ориентированные на семьесбережение. В докладе отмечается, что процесс возвращения ребенка требует значительных усилий и ресурсов, но бывают случаи, когда даже при наличии у родителей положительной характеристики, органы опеки все равно выносят заключение об отсутствии оснований для возвращения ребенка в семью. Например, из-за долгов по алиментам. Но при этом в законодательстве нет запрета на это.
Кроме того, в докладе также представлены предложения по развитию системы профилактики социального сиротства на федеральном и региональном уровнях. Например:
- внести изменения в законодательство;
- развивать межведомственное взаимодействие;
- повысить статус специалистов по социальной работе с семьями;
- развивать разные формы оказания услуг семьям с детьми;
- развивать правозащитную деятельность в судах;
- привлекать к работе некоммерческие организации и социально ответственный бизнес.
Ознакомиться с докладом можно по ссылке.
Обновление от 09.07.2025, 13:16: Были добавлены основные тезисы доклада.