В исследовании «Барьеры в коммуникации детей, переживших онкологические заболевания» приняли участие 130 человек из 25 регионов России — дети с онкодиагнозом, находящиеся в ремиссии, и их родители. По результатам опроса, 79% респондентов не испытывали травли, тогда как 21% сообщили о подобных случаях.
Длительное лечение, вынужденная изоляция и серьезные физические или когнитивные последствия терапии создают сложности для реинтеграции ребенка в учебный процесс. Повышенное внимание со стороны одноклассников и учителей, а также непредсказуемые реакции сверстников могут негативно сказываться на состоянии ребенка.
Семьи, столкнувшиеся с буллингом, чаще всего обращались за помощью к классному руководителю, но поддержку получили лишь около трети опрошенных. А 8,3% семей отметили напряжение со стороны педагогов, связанное с неуспеваемостью ребенка и сниженной скоростью обучения.
«Система обучения педагогов сегодня не включает навыков работы с детьми, перенесшими онкозаболевание. Учителя не готовы к разговорам ни с ребенком, ни с классом, ни с родителями. А ведь именно от корректной реакции педагога зависит, насколько успешно пройдет возвращение ученика в коллектив», — подчеркнула Анастасия Юркина, автор исследования и социолог.
В фонде считают, что снизить риск буллинга поможет системная работа — разработка специального гайда для учителей, в котором будут собраны рекомендации по работе с детьми в ремиссии, проведение супервизий и внедрение стандартов инклюзивного образования, адаптивных программ и протоколов возвращения в школу после длительного лечения. Также полезным будет разработать программы повышения квалификации для учителей.
По данным фонда на конец 2023 года, под диспансерным наблюдением в России состояло более 31 тысячи детей в возрасте 0–17 лет с онкологическими диагнозами.
«Медицина за последние годы сделала значительный шаг в сторону успешного излечения пациентов от онкологических заболеваний: риск умереть от злокачественного новообразования в возрасте 0–17 лет составляет 0,01%. То есть почти каждый ребенок выходит в ремиссию после длительного лечения, и это накладывает на общество задачи по его ресоциализации, ведь сегодня под излечением в борьбе с онкозаболеваниями следует понимать не только клиническое выздоровление, но и возвращение пациента к прежнему образу жизни», — прокомментировала исследование Ксения Алешина, исполнительный директор благотворительного фонда «Завтра будет».