Школа «Лифт в будущее» проходила с 1 апреля по 20 апреля на территории всероссийского детского центра «Орленок» в Краснодарском крае. В весенней школе в Орленке приняли участие 150 школьников 14-17 лет из 45 городов России — победители ежегодного Всероссийского конкурса региональных молодежных проектов «Система приоритетов» и инженерной олимпиады «Звезда». Научно-методическую поддержку школы оказали сотрудники Московского политехнического университета, Института опережающих исследований им. Шифферса, а также эксперты рабочих групп Национальной технологической инициативы (НТИ).
Торжественная церемония закрытия школы, в рамках которой прошла выставка инженерно-технических проектов и состоялось награждение участников — победителей направлений состоялась 19 апреля 2016 года.
В направлении «Aero&Space Net» победил проект «Космический дежурный» — роботизированный спутник-ремонтник. Участники школы разработали концепцию и техническое описание роботизированного спутника, который может выполнять диагностику и ремонтные работы на орбите без непосредственного участия человека.
Проект «Полуавтоматическая система передвижения по планетам с возможностью установки исследовательских модулей с использованием роевых технологий» был признан победителем в блоке «Auto Net». Проект решает задачу увеличения эффективности транспортных средств, используемых для исследования планет Солнечной системы.
В направлении «Safe&Neuro Net» экспертное жюри высшей наградой отметило проект «Безопасность орбитального города». Участниками была разработана концепция системы безопасности жизни человека в орбитальном городе.
«Технология активации генов морозоустойчивости растений» заняла первое место в блоке «Health Net». Ребята создали технологию активации морозоустойчивых генов для выращивания овощей для жителей Крайнего Севера.
«В этом году традиционная инженерная школа «Лифт в будущее» стала инженерно-конструкторской. Мы подняли ее на новый уровень, совместив направления проектной работы участников не только с отраслевой спецификой компаний корпорации «Система», как делаем обычно, но и с тематикой НТИ. Это школьные работы, но впечатляет, что ребята осмыслили технологические вызовы, которые стоят перед страной, сформулировали и предложили решение конкретных задач, успев за 3 недели не только разработать проектно-конструкторское решение, но и создать работающие прототипы марсохода, автопоезда для Арктики, дистиллятора для водоснабжения орбитального города. Отличный результат для школьников 7-10 классов. Уверена, что через 5-10 лет ребята, так увлеченные инженерных делом, способны стать инженерно-технической элитой страны и предложить выдающиеся технологические проекты» — считает Юлия Селюкова, директор некоммерческого партнерства «Лифт в будущее».
Представители Московского политехнического университета также высоко оценили проекты участников и наградили победителей дополнительными баллами к ЕГЭ при поступлении в университет.
«Для Московского политеха работа с проектными командами школьников -это естественное продолжение нашей логики реформ инженерного образования: с первого курса все наши студенты реализуют инженерные проекты. В интенсивном формате школы удается, во-первых дать участникам понимание, что проект — это люди, ресурсы, сроки; а во-вторых — довести эти проекты до работающего прототипа. Школьные команды, прошедшие такой интенсив — прекрасные будущие студенты Политеха и почти уже готовые команды стартапов НТИ», — отметил директор по управлению образовательными программами МПУ Дмитрий Земцов.
В процессе проведения школы старшеклассники попробовали свои силы в решении задач инженерной олимпиады Национальной технологической инициативы и представили интерактивную технологическую карту России — 2035 ведущим отраслевым экспертам, представителям высокотехнологичных и наукоемких предприятий и корпораций, образовательным и техническим учреждениям.
«Мы изначально ставили задачу не только помочь участникам реализовать свои проекты, но также познакомить их с новыми инженерными профессиями, с передовыми компаниями и ведущими ВУЗами в этой сфере. Теперь они понимают, что изучать физику, химию, математику нужно не ради ЕГЭ, а чтобы дальше реализовывать свои конструкторские идеи в рамках ВУЗа и последующего трудоустройства, либо создания своего стартапа. Я рад, что школу посетило много экспертов, работодателей и представителей высших учебных заведений», — подчеркнул заместитель директора НП «Лифт в будущее» Михаил Насибулин.
Следующая школа пройдет в детском центре «Орленок» в октябре-ноябре 2016 года.
Фотографии предоставлены организаторами