Новости
Новости
27.04.2024
26.04.2024
25.04.2024
18+
Колонки

Василий Бардадымов: «Будьте тем якорем, который поможет ребенку противостоять невзгодам и натренировать свои „крылья“»

Исполнительный директор Благотворительного фонда «Школы мира» о том, как родителям поддержать ребенка в преддверии ЕГЭ и почему в этом вопросе должны быть «якорь» и «крылья».

Василий Бардадымов. Фото предоставлено фондом "Школы мира"

Когда мне задали вопрос о том, как поддержать ребенка во время ЕГЭ, я пришел в замешательство. Мои школьные годы остались далеко позади, да и опыта сдачи ЕГЭ лично я никогда не переживал. И это замешательство, пожалуй, лучше всего отражает то состояние, в котором оказываются и родители, и дети, когда «ЕГЭ близко».

> 70%
выпускников испытывают стресс во время сдачи ЕГЭ, по данным проекта «Дети Mail.ru»

Причем родители, похоже, в последние годы тревожатся даже больше, чем сами старшеклассники. Во-первых, потому что пока еще найдется немного родителей, прошедших через ЕГЭ. Во-вторых, большинство взрослых воспринимают его как ответственный этап, который определяет будущее их ребенка. А значит, возлагает дополнительное психологическое бремя и на них самих.

Но вот что мне кажется важным: если мы относимся к любым экзаменам как к событию, влияющему на наше будущее, то для начала неплохо бы каждому родителю ясно представить себе это самое будущее.

«По-настоящему важен ваш ребенок»

Приведу простой пример. Один из проектов, которые поддерживает наш фонд, — это летние образовательные программы Just Dilijan It! в кампусе международной школы UWC Dilijan в Армении. Одна из программ предназначена для детей младшего возраста и их родителей. На этом треке мы стараемся создать для них развивающую среду — совместную и отдельную.

Каждый год команда проекта просит меня подготовить занятия с родителями, и знаете, какое упражнение удивляет мам и пап больше всего? То, когда их просят сперва назвать те качества, которыми, как им хотелось бы, обладал их ребенок, став взрослым, а затем сказать, что каждый родитель делает, чтобы эти качества развить.

Фото: Bence Halmosi / Unsplash

Должен признать, что большая часть называемых качеств вообще не связана со знаниями или с какой-либо профессией. Все это базовые человеческие качества.

Кроме того, мы, взрослые, зачастую настаиваем, чтобы дети занимались чем-то, что, по сути, мало влияет на развитие желаемых качеств.

Поэтому мой совет родителям будет прост: постарайтесь отодвинуть тревогу, которую рождает «важность» для будущего вашего ребенка ЕГЭ или любой другой экзамен. Помните, что по-настоящему важен ваш ребенок, ваше спокойствие и поддержка как во время подготовки к ЕГЭ, так и непосредственно во время сдачи экзаменов, это уже много. Они помогут ему даже тогда, когда ничем другим вы помочь не можете.

«Боюсь мы никогда не закончим перечислять все сложности»

Если говорить про переживания самих детей в предэкзаменационное время, для ответа на этот вопрос мне придется написать трактат, равный по объему четырем томам «Войны и мира».

Но если говорить вкратце, то процессы можно разделить на физиологические, психические и социальные. Никуда не деться от сложностей подросткового возраста, и эти процессы часто обусловлены именно взрослением организма, становлением личности и характера. Добавьте к этому происходящие события в стране и в мире, в реальности и в сети. Боюсь мы никогда не закончим перечислять все сложности.

Если позволите, на примере наших подопечных я расскажу о том, что, как нам кажется, помогает подросткам в этом возрасте справляться с такими сложностями. Начну немного издалека.

Фонд «Школы мира» создавался не просто для поддержки образования, а еще и для воспитания будущих проводников позитивных изменений. Мы всегда верили в силу пассионариев и в то, что социальные условия не должны быть препятствием на пути к осуществлению мечты.

За те 15 лет, что существует наш фонд, мы неоднократно убеждались: чтобы молодежь максимально раскрыла свой потенциал, важно, чтобы у нее была какая-то опора. У каждого она своя. У кого-то внутренняя — ценности, цели, приверженность своим корням. У кого-то внешняя — семья, друзья, наставники. Достаточно одного якорного элемента, а потом важно, чтобы они опробовали свои «крылья».

«Развивайте привычку осознавать свой опыт»

Другая сложность в том, что не все подростки знают, чего хотят. А как мы с вами знаем, чего мы хотим, а чего не хотим? По большей части исходим из собственного опыта. А как мы получаем этот опыт? Только пробуя.

Возвращусь к участникам наших программ. Это подростки, которые пробуют себя во всем: от волонтерской деятельности в приютах до создания собственных инженерных проектов. И все это – про возможность попробовать себя в разных сферах, поговорить с людьми разных профессий, чтобы сформировать собственный опыт.

Роль родителя — помочь ребенку научиться анализировать опыт и уводить его из эмоциональной сферы в рациональную. Ну и правда, не надо давить. Мы хотим от 15-летнего ребенка понимания, что он будет делать всю оставшуюся жизнь.

Поэтому якорь и крылья — ровно тот же совет я дам и в этом вопросе. Будьте тем якорем, который поможет ребенку противостоять невзгодам и натренировать свои «крылья»! Пусть пробует, смотрит, общается с людьми разных профессий.

Фото: Vince Fleming / Unsplash

Не забывайте только спрашивать, что ваш ребенок думает по этому поводу. Развивайте у него привычку осознавать свой опыт. Рефлексия — то, без чего в стремительно меняющемся мире будет сложно.

«Чем старше становится ребенок, тем меньше нас радует его свободный выбор»

Если же подросток понимает, что пока не хочет поступать в вуз, то ответ один: принять это решение и поддержать его в этом. Повторюсь, важно, чтобы родитель возвращал себя к иерархии своих же ценностей по отношению к ребенку.

Ни один родитель не напрягается по поводу активных действий ребенка и его самостоятельных решений, когда ему четыре года. Все мы радуемся, видя, что ребенок самостоятельно играет. Но зачастую, чем старше становится ребенок, тем меньше нас радует его свободный выбор. Оно и понятно. Опыт взрослого предупреждает об опасности действия или бездействия — это эволюционный механизм, который позволил человечеству выжить.

Есть такой мем: свечка рассказывает компьютерам об устройстве лампочки. Так и с образованием: оно всегда запаздывает по отношению к реальности. Это и хорошо, и плохо. И если ваш ребенок решил не продолжать традиционный путь из школы в вуз, то самым правильным будет спросить его, почему. Возможно, для этого конкретного ребенка реальность сейчас иная.

Но тут важна родительская смелость. Спросите: «Почему ты не хочешь? Чем ты увлекаешься сейчас?». И нужно быть достаточно смелым, чтобы услышать ответ на этот вопрос, потому что он может оказаться для родителя непонятным или даже показаться глупым.

Среди наших стипендиатов есть подростки, которые брали перерыв перед поступлением в университеты. Кто-то запускал свои проекты, кто-то пытался понять, чем он действительно хочет заниматься. Но вот что интересно: после такие подростки относились к своему обучению более сознательно. Большинство из них выбрало те специальности, которые помогали двигать проекты, которыми они занимались, или же те, где для них был возможен дальнейший рост без какой-либо внешней мотивации.

«Помогите ребенку пережить отказ, проанализировав этот опыт»

А бывает, что ребенок хочет поступить в вуз, но не получается. Как себя вести родителю в этот момент – сложный вопрос. Не потому, что с такими ситуациями сложно справляться, а потому, что нет одинаковых ситуаций.

Почти все наши программы имеют конкурсную основу, и, встречаясь с родителями, мы непременно проговариваем потенциальный отказ в грантах. Мы стараемся донести, что это не ребенок нам не подошел, а наша программа не подходит ему. Как говорится, дело не в тебе, а во мне.

И это не просто попытка успокоить родителя или ребенка. Мы действительно верим в индивидуализацию образования. Вещь не самая доступная, и потому, наверное, так важны авторские школы и благотворители, которые поддерживают специальные программы. Это позволяет поддерживать разнообразие в мире образования.

Фото: Andrew Le / Unsplash

Поверьте, если ваш ребенок куда-то не поступил, то это не оценка вашего ребенка. Просто он и выбранный вуз «не сошлись характерами». Но уж если ребенок действительно хочет учиться именно там и его желание не продиктовано тем, что «у меня родители врачи, и я тоже должен быть врачом» или «весь мой класс туда поступает», то совет простой.

Помогите ребенку пережить отказ, проанализировав это опыт. Помогите ему выстроить план того, как можно развить недостающие качества.

Наш опыт показывает, что подростки, которые не проходят с первого раза, но используют отказ как ситуацию, мотивирующую на создание плана развития, не просто потом проходят в финал и получают грантовую поддержку, а учатся использовать это в своем дальнейшем развитии. Мы поддерживаем связь с нашими стипендиатами и видим, что случаи вроде «поступил со второго раза» нередко помогают им достигать больших высот. Они не боятся пробовать и упасть, а упав — подняться, поднявшись — проанализировать, а проанализировав — исправить.

Я хотел бы вернуться к тому, с чего мы начинали наш разговор: кто на самом деле огорчен отказом — вы или ваш ребенок? Иными словами, важно, чтобы и родитель был в силах поддержать подростка. Как говорится, сначала наденьте маску на себя, потом на близкого.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике