Некачественные дороги в Чувашии часто служили причиной включения региона в антирейтинги. В 2015 году по результатам всероссийской автоэкспедиции ОНФ «Оценим качество дорог!» под руководством члена штаба ОНФ, депутата Госдумы РФ Александра Васильева к дорогам региона был предъявлен ряд претензий. Чебоксарские дороги были признаны одними из самых дорогих по стоимости строительства. При этом по итогам автопробега «Москва – Омск», организованного летом 2016 года федеральным телеканалом «Россия 24», местные дороги были признаны одними из худших.
В середине октября общественность региона высказала озабоченность низкой эффективностью строительства и ремонта дорог республики. На 1 октября по данным Минтранса Чувашии было освоено только 36% средств из 4 235,7 млн руб. дорожного фонда региона. Беспокойство экспертов и активистов вызвали также планы властей выполнить весь оставшийся объем работ за последние три месяца года. В связи с этим гражданские активисты Чувашии решили взять проблему под свой контроль. Они обратились к жителям республики с предложением сообщать о проведении дорожных работ в осенне-зимний период. Была сформирована мониторинговая группа для реагирования на обращения граждан и обеспечения контроля.
Гражданские активисты обсудили 3 ноября первые результаты мониторинга. 30 октября чебоксарцы сообщили, что, несмотря на первый снег, на проспекте Айги дорожники начали укладку полотна асфальтобетонной смесью. Выехавшая для проверки обращения граждан группа под руководством эксперта «Гражданской инициативы», доцента кафедры строительных технологий и автомобильных дорог Поволжского технологического университета Петра Нехорошкова застала работы на проспекте в разгаре.
Как пояснил Петр Нехорошков, Чувашия находится во II дорожно-климатической зоне. В этой зоне, согласно СНиП, укладка асфальтобетонной смеси допускается не позднее 15 сентября при условии, что температура во время укладки не опускается ниже десяти градусов. «Проведение ремонтных работ в тех погодных условиях, которые установились на момент мониторинга, недопустимо и является грубейшим нарушением действующих нормативов, – рассказал Петр Нехорошев. – В ходе мониторинга мы обнаружили и другие проблемы. Асфальтобетонная смесь укладывалась на холодное основание. Дождеприемники существующей ливневой канализации оказались засыпанными асфальтобетонной смесью и строительным мусором. Очередь самосвалов со смесью к асфальтоукладчику состояла из семи машин. То есть пока подойдёт очередь последней машины, смесь остынет и нормативное уплотнение при укатке станет невозможно. Это может привести к снижению прочности покрытия и его быстрому разрушению».
«Результаты нашего мониторинга позволяют говорить о том, что мы не видим должного исполнения действующих нормативов и поручения президента № Пр-1067 от 28.05.2015. Поручение предусматривает повышение ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за обустройство участков автомобильных дорог. Мы призываем жителей республики вместе с нами подключиться к работе по оценке качества ремонта и строительства наших дорог», – заявил сопредседатель регионального отделения ОНФ Игорь Дорофеев.
Участники встречи отметили, что представители ОНФ и «Гражданской инициативы», посетившие два раза строящийся участок дороги, не застали на месте руководителей подрядной и субподрядной организаций, сотрудников стройнадзора и заказчиков. Между тем еще в конце августа в республиканском минтрансе состоялось совещание, на котором было заявлено, что проспект Айги будет находиться под особым контролем министерства. «При строительстве дороги необходимо учесть все нюансы, чтобы максимально повысить безопасность участников дорожного движения», — заявил тогда министр транспорта Чувашии Михаил Резников. По мнению экспертов, отсутствие операционного контроля привело к тому, что в ходе строительства была завалена асфальтобетоном ранее построенная система ливнестока.
По итогам встречи рабочей группы «Качество повседневной жизни» регионального отделения ОНФ будут направлены запросы в органы власти города и республики. Кроме того, совместно с экспертами «Гражданской инициативы» готовятся общественные предложения по повышению эффективности контроля дорожных работ. Активисты ОНФ рассмотрят эти предложения на предстоящей региональной конференции.