Советский районный суд Рязани 23 мая признал право Надежды Кривенцовой на жилье. В октябре 2016 года Министерство образования Рязанской области отказало девушке в постановке на учет сирот, подлежащих обеспечению жильем. В своем ответе министерство указало, что девушка имеет постоянную регистрацию в Москве, следовательно она должна быть поставлена на соответствующий учет в столице и там получить жилое помещение. Документы, подтверждающие, что Надежда постоянно проживает в Рязани, ведомство проигнорировало.
До обращения в Минобразования Рязанской области Надежда пыталась встать на учет в Москве, но там ей также отказали. Согласно московскому законодательству право на получение жилья в столице имеют право только те сироты, которые были выявлены в Москве либо закончили местный интернат для детей-сирот, или если их опекуны живут там постоянно. Ни одному из этих условий ситуация не отвечала.
С 10 лет Надежда жила вместе со своим опекуном в Рязанской области. В 18 лет она поступила в Рязанский государственный университет. В Рязани сначала жила в университетском общежитии, потом переехала в съемное жилье. Хотя девушка была прописана в квартире старшей сестры в Москве, она никогда там не жила.
Верховный суд России в таких случаях четко указывает, что жилье сиротам должно предоставляться по месту их проживания, а не по месту регистрации. При обращении в суд Надежда приложила к иску справку из университета, договор найма квартиры и другие документы, доказывающие, что она постоянно живет именно в Рязани.
Рассмотрев дело, суд пришел к выводу, что Министерство образования Рязанской области незаконно отказало Надежде в постановке на учет и признал за девушкой право на получение жилья в Рязани.
«В законе сказано, что жилье сиротам предоставляется по месту жительства, которое органы власти при рассмотрении заявлений часто приравнивают к месту регистрации, — говорит юрист Рязанского «Мемориала» Петр Иванов. — В результате возникают такие ситуации, как у Надежды. В этом деле нам удалось доказать, что место жительства не совпадает с регистрацией. Если сироты могут документально подтвердить, что живут в конкретном населенном пункте, Министерство образования должно это учитывать».