Новости
Новости
13.12.2024
12.12.2024
18+
Новости

Опубликован онлайн-курс «Основы местного самоуправления. Участие граждан: правовые формы и реальные практики»

Университет КГИ и Роман Петухов подготовили цикл лекций об основах местного самоуправления, тонкостях муниципально-территориальной организации, преобразовании муниципальных районов в городские округа и формах участия граждан.

Роман Петухов — старший научный сотрудник Центра комплексных социальных исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, кандидат юридических наук, выпускник магистерской программы «Социальная теория и политическая философия» Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка).

Территориальная организация местного самоуправления

Местное самоуправление в России организовано по территориальному принципу. Каждый гражданин – житель какого-то муниципального образования, потому что вся территория России покрыта сетью муниципалитетов. Публичную власть в этих небольших территориальных образованиях осуществляют органы местного самоуправления, формирующие наиболее близкий к обычным людям уровень власти.

Разобраться в этом не так просто, как кажется на первый взгляд, потому что деление на муниципальные образования не идентично привычному многим административно-территориальным делению. Например, местное самоуправление осуществляется не в городе, а в городском поселении или в городском округе, в границы которого часто входят также сельские населенные пункты. В состав же такого муниципального образования, как сельское поселение, может входить сразу несколько деревень (станиц, хуторов, аулов). Но сложности есть не только в соотношении муниципально-территориального и административно-территориального деления, но и с тем, что местное самоуправление на большей территории нашей страны имеет двухуровневую организацию, предполагающую, что городские и сельские поселения должны входить в муниципальные районы.

Взаимоотношения между уровнями местного самоуправления в теории должны осуществляться по принципу «поселения для населения, а районы для поселений», но на действительности все, как всегда, сложнее. Наконец, муниципипально-территориальное деление не является статичным и может изменяться в зависимости от потребностей жителей или решений властей. Естественно, что такие изменения имеют специальное юридическое регулирование.

Преобразование муниципальных районов в городские округа и их последствия 

С 2014 года резко увеличивается число преобразований муниципальных районов в городские округа. Идет упразднение сельских и городских поселений. В некоторых субъектах Российской Федерации, например, в Московской, Калининградской и Нижегородской областях, преобразования идут несколько лет. В других регионах (например, в Пермском крае) подобные преобразования только получают распространение.

Вне зависимости от того, сколько муниципалитетов включается в эти процессы, они всегда связаны с централизацией власти и образованием периферийных территорий. Помимо административно-управленческих и финансовых, у этого процесса есть социально-экономические последствия, так как на практике укрупнение касается не только власти, но затрагивает всех жителей соответствующих территорией. Однако обычные люди мало информированы о сути происходящих изменений и часто не понимают, что им предлагают власти.

Лекция поможет разобраться в том, как происходят преобразования муниципальных районов в городские округа, какие масштабы эти процессы получили и к чему они приводят на практике.

Участие граждан в местном самоуправлении: правовые формы и реальные практики 

Ключевой особенностью и даже смыслом местного самоуправления считается включенность жителей в управление муниципальным образованием. Смешение публично-властного и общественно-самоорганизующегося начал возможно в силу физической близости муниципальных органов власти, их доступности и прозрачности для местных жителей. Действуя в этой теоретической рамке, российское законодательство предусматривает ряд процедур и организационных форм, с помощью которых простые граждане могут принимать важные для своего муниципалитета решения и участвовать в управлении им. Но как все это работает на практике? Почему большая часть жителей не имеет реального опыта участия в местном самоуправлении, а опросы общественного мнения демонстрируют катастрофически низкий уровень доверия к муниципальным властям и уверенность в отсутствии возможности влиять на принимаемые на местном уровне решения?

В этой лекции Роман Петухов рассказывает о возможностях участия в местном самоуправлении, которые предоставляет действующее российское законодательство, и о том, как эти возможности реализуются на практике, какие имеют эффекты и ограничения.

Этот материал подготовили и прислали в редакцию АСИ наши читатели — сотрудники НКО и гражданские активисты. В рубрике «Жизнь НКО» мы публикуем новости от некоммерческих организаций со всей России, при этом производим только минимальное литературное редактирование. За достоверность информации, точность наименований и дат несут ответственность авторы текстов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике