С начала марта в ДК «Новоуральский» при поддержке АО «ТВЭЛ» проходили теоретические занятия, а в апреле стартовали мастер-классы в некоммерческой организации «Благое дело» в Верх-Нейвинском. Два дня театральные уроки проводил Андрей Афонин, художественный руководитель и режиссер театра-студии «Круг II» из Москвы.
В организации Андрея Афонина работает «Школа особого театра», которой в 2022 году исполнится 25 лет. Театр Андрея Афонина — обладатель «Золотой маски» за спектакль «Отдалённая близость» в 2014 году, поставленный совместно российским и немецким режиссерами. Как отметил Андрей, получение престижной награды для инклюзивного театра — это важный момент. Когда особый коллектив получает признание и право создавать произведения театрального искусства на высоком уровне, появляется дальнейший стимул к развитию.
— У нас за сезон бывает 5-6 премьер, — признался Андрей Афонин. — Несмотря на ситуацию с ковидом, мы все равно стараемся держать свою планку, и с сентября прошлого года выпустили пять новых спектаклей. На подходе еще один.
Занятия в театральной школе Андрея Афонина направлены на помощь людям с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями.
— Творчество — это каждодневная жизнь человека, — считает режиссер. — Заниматься им — это вопрос желания. Если у человека с особенностями есть это желание, то он в нем более продуктивен, чем человек без особенностей. Наши актеры работают на 200%, потому что они любят театральное искусство и вкладывают в него свое время и силы. Им нравится заниматься творчеством не для себя, а для других людей. Занимаясь творчеством в этой ситуации, важно найти те формы, в которых человек продуктивен.
— Андрей, как давно вы знакомы с «Благим делом»?
— Про организацию «Благое дело» я давно слышал, много кто рассказывал. С Верой Игоревной Симаковой мы познакомились на конференции в Москве, а несколько лет назад я побывал в Екатеринбурге впервые. Так у нас появились совместные проекты в сфере культуры, и в итоге я снова приехал на Урал, чтобы провести мастер-классы.
— Какого результата ожидаете от театральных мастер-классов, которые вы проводите?
— На мастер-классах представители разных учреждений культуры впервые встретились с ребятами из «Благого дела». Наша задача заключалась в том, чтобы вместе почувствовать и пережить моменты, объединяющие нас, всех таких разных, несмотря на особенности, в творческом пространстве, где каждому есть место и каждый может почувствовать себя уверенно и хорошо. На мой взгляд, практика инклюзии — процесса движения навстречу, чтобы поменять свой мир в зависимости от того, с кем ты встречаешься в жизни — крайне важна для представителей учреждений культуры, потому что в современных учреждениях нужно создание иклюзивной среды. Для ребят с особенностями из «Благого дела» эти мастер-классы важны для того, чтобы расширить свои творческие возможности, приобрести связи, найти новый способ самовыражения.
— От чего вы заряжаетесь, что дает вам силы?
— Творчество с людьми с особенностями. Потому что именно от людей с особенностями мы черпаем важный ресурс: их творчество — это большая радость. Когда я ставлю спектакль, я заряжаюсь, это кайф для меня. Хуже, когда я не работаю.
— Тогда что вас утомляет?
— Организационные и бумажные вопросы. Бывает рабочая усталость после долгих репетиций, но это нормальная усталость, не та ситуация, от которой происходит выгорание. Совместное творчество нас объединяет и дает смысл жизни. Для меня работа с людьми с особенностями — это жизненный путь.