Проявления саморазрушающего поведения значительно распространены среди подростков, объясняют в фонде «Шалаш». К этим проявлениям относятся прием психоактивных веществ, самоповреждения и экстремальное поведение. По результатам диагностики 3000 подростков 61% из них — в группе риска саморазрушающего поведения (Risk-behaviour screening, Kaess и др., 2014).
Из-за экзаменов и выбора профессии старшеклассники подвержены сильному стрессу. Еще один важный фактор — пандемия, которая отразилась на психологическом здоровье и поведении подростков.
В 2021–2022 учебном году фонд «Шалаш» провел курс по развитию социально-эмоционального интеллекта для старшеклассников московской школы. Проект реализован при поддержке грантов мэра Москвы.
Перед проведением курса специалисты фонда провели диагностику, выявили проблемы и потребности учащихся, чтобы адаптировать учебную программу под их запросы. Первый курс из 12 занятий прошли 67 старшеклассников.
На занятиях ведущие фонда проводили дискуссии, игры и упражнения, разработанные командой фонда, делились с подростками практиками для саморегуляции. По итогам обучения команда фонда составила методическое пособие для учителей школы с памятками и инструкциями по работе со стрессом у старшеклассников.
В дальнейших планах фонда — продолжать делиться рекомендациями по итогам курса и провести серию обучающих вебинаров для учителей школы, где проходили занятия.