Занятия начались по инициативе председателя общественной организации «Мир без границ» Татьяны Каримовой. Азы путунхуа — общепринятого китайского языка — дети постигают на протяжении трех месяцев.
«Первый тон звучит и не меняется на всем протяжении, как его слышно, возьмем звук ма, — в этот момент дети вместе с мамами поют первый тон. — Молодцы, это очень хорошо для мимики», — подбадривает педагог.
«Слова второго тона произносятся с восходящей интонацией, как будто ты сидел — рисовал картинку, а тебя позвали, и ты спрашиваешь: «Что?». Третий тон: голос спускается вниз с горы, а затем поднимается, пробуем! Теперь четвертый, ударение похоже на русский язык». Во время урока дети старательно произносят китайские слоги.
«В младшей группе у нас девять, в старшей — восемь детей. У них разные виды инвалидности, по большей части это задержка развития. Есть ребята с алалией, они не могут распознать такие звуки, как «р» и «л». Изучение китайского поможет им: со временем они начнут произносить нужные звуки», — рассказала преподаватель китайского Татьяна.
Еще одна особенность языка — произношение многих звуков с придыханием. Человеку нужно сделать вдох, чтобы на выдохе правильно произнести, например, «кху», «пху» и «хао». Для лучшего результата педагог проводит дыхательную и артикуляционную гимнастику. Дети и сами не замечают, как начинают говорить чисто, с правильной интонацией.
Каждый урок проходит в игровой форме: на занятиях присутствуют герои, помогающие вести диалоги. Дети рассматривают яркие картинки, представляют ситуации, о которых говорят, изучают культурные аспекты, например, одном из уроков говорили про «праздник весны» — Китайский Новый год. На занятиях развивают моторику.
Фото: Виктория Нехорошева
«Бывает, из–за заболевания ребенок не может показать на руке цифру один, а как показать сразу три, пять пальцев? Мы используем традиционный счет провинции Хэйлунцзян на руке. Этим счетом можно показать до ста чисел, правильно загибая пальцы, что мы и пытаемся сделать. Это развивает сенсорную моторику, что положительно влияет на развитие речевого аппарата», — отмечает Татьяна.
«У нас это пятое занятия, мы ходим с самого начала. Толик давно интересовался китайским языком, с радостью записался и с удовольствием посещает занятия, — рассказывает Светлана, мама одного из учеников. — Педагог построил занятия так, что они идут в виде игры, надо запомнить сразу несколько фраз, которые можно использовать в общении. Еще мы выучили пословицы. Толя говорит какие-то фразы нам и нашим друзьям».
Досуг подопечных Амурской общественной организации поддержки лиц с ограниченными возможностями и их семей «Мир без границ» разнообразен. Помимо занятий китайским языком, дети играют в баскетбол, посещают кружок танцев и изостудию.
Не дают скучать «Энерджиквантум» и «Хайтек» в технопарке «Кванториум». Дети младшего возраста изучают физику — микросхемы, редукторы, транзисторы, собирают схемы. Старшие работают с компьютерными программами, в том числе с векторной графикой в CorelDRAW.
В ближайшее время начнет работу проект «Если хочешь — значит, сможешь!», направленный на развитие базовых и профессиональных навыков молодых людей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью, имеющих интеллектуальные нарушения. Проект получил поддержку Фонда президентских грантов.
За новостями организации можно следить в ее Telegram–канале @Mir_bez_gra.