«Берете скалку — и туда-сюда по глине», — объясняет Артем в мастерской, где лепят тарелки.
«А вам какой цвет? — спрашивает Игорь. — Желтый с оранжевым — красиво». В этой мастерской участники собирают маленькие деревянные домики и декорируют их.
«Вы меня назвали “солнышком”? Мне приятно», — отвечает на комплимент Ярослав в керамической мастерской.
Все трое — подростки с аутизмом. Их задача — не только научить делать вещи, но и показать, на что могут быть способны люди с аутизмом: вокруг диагноза существует много стереотипов.
«После мастер-класса мое отношение поменялось, — делится впечатлениями Настя, студентка первого курса педиатрического факультета. — Я думала, что люди с аутизмом всегда в себе, с ними трудно поговорить, они агрессивны, а сейчас увидела, что они общаются, помогают, с ними интересно. Мне очень приятно было узнать, что есть центр, где занимаются с такими детьми, интересные методики используют».
— А вы историю в своем институте изучаете? — спрашивает Андрей, особый мастер столярной мастерской.
— Да.
— Крестовые походы проходите?
— Ох, мне, кстати, реферат надо писать.
Так за разговорами участницы сколотили стильные ящики. Андрей по-мужски помогал. За общим столом все поделились впечатлениями и показали друг другу изделия: ящики, уютные домики и тарелки. Пели и угощались пиццей, которую приготовил Ярослав.
Удивление было еще большим, когда участники увидели, что мастера с аутизмом не только владеют технологиями работы с глиной и деревом, но и хорошо поют и играют на гитаре. Под их аккомпанемент с помощью педагогов участники мастер-классов исполнили песню «Старый клен» с переводом на язык жестов.
Мастер-классы — часть проекта «По-взрослому: система жизненного устройства человека с ментальными особенностями», который осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов.
Фото: «Дорогою добра» (Киров)