— По данным на ноябрь 2011 года, во Всероссийском обществе слепых (ВОС) на учёте состоят 213 тыс. инвалидов по зрению. В основном, это инвалиды по зрению I и II групп, но есть и люди с III группой инвалидности. В ряде регионов инвалиды по зрению, которые в силу преклонного возраста не являются членами ВОС, также получают от нас помощь. В составе нашей организации насчитывается 74 региональных и 778 местных отделений численностью от 150 человек. В каждом из них в честь Международного дня слепых проводятся те или иные мероприятия.
Как появилась идея праздника?
— Он отмечается в память Валентина Гаюи, основателя первых учебных заведений для незрячих. ВОС проводит торжественные собрания, на которых подводятся ежегодные итоги работы по социальной адаптации инвалидов. Мы работаем с органами власти, неоднократно участвовали во встречах с Президентом РФ, председателем Правительства РФ. Активно идет сотрудничество с рядом губернаторов… Основная проблема, которая нас волнует, – трудоустройство инвалидов по зрению. В советское время у ВОС было 189 предприятий от Калининграда до Владивостока. Практически все желающие инвалиды по зрению могли трудоустроиться на них, получать достойную заработную плату. На предприятиях работало свыше 100 тыс. человек, в том числе 55 тыс. инвалидов. К сожалению, в годы перестройки закрылись сотни предприятий оборонного комплекса, радиотелевизионные предприятия, резко снизилось число отечественных автопроизводителей, благодаря сотрудничеству с которыми и осуществлялась в основном занятость инвалидов.
Что сейчас происходит с предприятиями Всероссийского общества слепых?
— ВОС принадлежит 158 производственных предприятий и 17 обособленных филиалов. К сожалению, часть предприятий пришлось ликвидировать либо реструктуризировать в филиалы. Оставшиеся ВОС приватизировало, став единственным их собственником. Наша организация не пошла по пути создания акционерных обществ, благодаря чему подавляющее число предприятий удалось сохранить. В рамках Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» государство выделило ВОС 317 млн рублей. За счет этих средств было модернизировано производство на 101 предприятии, созданы дополнительные 2 тыс. 319 рабочих мест инвалидов по современным промышленным специальностям. Удалось решить и ряд вопросов по возврату ВОС ранее выплаченных налогов, начиная с 2002 года. С 2006 года государство выделяет нам в виде субсидий 200-300 млн рублей для сохранения и создания новых рабочих мест.
Какую продукцию выпускают ваши предприятия?
— Автокомплектующие изделия для автозаводов, электротехнические устройства, светотехнические изделия. Налажены массовый выпуск упаковочных изделий для консервной промышленности, полимерных упаковочных материалов, гофрокартона и изделий из него, производство трикотажных и швейных изделий. Средства от их продажи идут не только на выплату заработной платы сотрудникам. Доход от предприятий ВОС составляет основу бюджета нашей организации. Эти средства идут как на зарплату сотрудникам предприятий, так и на уставную и реабилитационную деятельность ВОС.
А как Вы расцениваете ситуацию в саll-центре «Телекурс», где накануне Международного дня слепых инвалиды по зрению вынуждены были объявить голодовку?
— Центр создали по инициативе столичных властей. ВОС изначально было ясно, что автономно существовать он не сможет. Так и получилось. Сейчас Департамент труда и занятости Москвы просит нас взять 65 человек на переобучение и трудоустройство. Но среди работников центра лишь пять москвичей, остальные — иногородние. Москвичам мы можем предоставить работу, стабильную и достойную заработную плату (пусть и не такую, как обещанные 17 тыс. в центре). А вот как быть с остальными? На заработную плату, которую мы способны платить, жилье в Москве не снимешь. Им надо возвращаться в регионы — на предприятия ВОС. Мы предлагали на совещании в Минздравсоцразвития укрепить и расширить 19 наших московских и подмосковных предприятий. Можно было бы создать общежития, гарантировать занятость инвалидов за счет госзаказа на различную продукцию. Увы, наше предложение власти не услышали.
Вы считаете, что инвалиды по зрению могут работать только на производстве?
— Есть многочисленные примеры, когда они получают высшее образование и работают преподавателями, юристами, управленцами. Например, в Российском государственном социальном университете работает д.ю.н., профессор Анна Рабец. Широко известен вице-президент ВОС Олег Смолин, совмещающий преподавательскую работу с активной общественной деятельностью — он депутат Госдумы РФ нескольких созывов. Но все-таки это исключение из правила. К сожалению, крайне мало работодателей, готовых взять на себя дополнительные расходы, связанные с трудоустройством инвалидов. Кроме ВОС в России нет другой организации, которая квалифицированно может обеспечить трудовую реабилитацию инвалидов по зрению, дать им возможность дополнительного заработка к пенсии. Наши предприятия оснащены средствами производственной тифлотехники и приспособлены для работы инвалидов. Применяются дорогостоящие компьютеры для работы на них слепых. Что касается получения инвалидами высшего образования с последующим трудоустройством в ВОС — наши двери для них открыты, в том числе на предприятиях в сфере управления и других службах. К сожалению, таких специалистов пока единицы.
Это связано с доступностью образования для инвалидов?
— Нет. Раньше была негласная установка принимать слепых на гуманитарные специальности в вузы. Сейчас ситуация изменилась: инвалиды по зрению поступают в вузы на факультеты, связанные с естественными науками. К сожалению, вопросы их последующего трудоустройства не нашли поддержки на государственном уровне. А без этого получение высшего образования, например по инженерным дисциплинам, становится бессмысленным. Сейчас мы переоборудуем наши предприятия, нам нужны квалифицированные инженеры, техники, конструкторы, технологи. Мы каждому найдем работу в соответствии со способностями и образованием.