— Наша организация содействует соискателям из Германии в поиске жилья, обустройстве рабочего места, безопасности труда. При этом немецкая сторона (мы сотрудничаем с общественной организацией «Акция знак искупление – служба делу мира») компенсирует их затраты на проживание в России (около 300 евро в месяц). По немецкому законодательству, служить в рамках программы можно не только внутри страны, но и за рубежом. В конце 1990 годов альтернативно служащим из ФРГ выдавалась бесплатная годовая гуманитарная виза. С 2006 года стали предоставлять годовую визу, но срок пребывания в России ограничивался тремя месяцами. Поэтому каждые три месяца они вынуждены выезжать в Германию…
Молодые люди помогают по дому пожилым и инвалидам, ходят в магазины за покупками и др. Так как подопечные нашего фонда — жертвы сталинских и нацистских концлагерей, добровольцы нуждаются в предварительной психологической подготовке к социальной службе. Этим занимается немецкая сторона. Конечно, нужно обладать хотя бы минимальными знаниями русского языка. Нашему центру, как принимающей стороне, прежде всего, важно желание волонтера помогать своим подопечным.
В 2012 году в Германии отменили воинский призыв…
— Одновременно с отменой воинского призыва в Германии исчезает АГС — немецкая армия перешла на контрактную основу. До отмены обязательной воинской службы более половины всех призывников выбирало альтернативную форму служения. Но и теперь для молодых людей остается возможность пройти гражданскую социальную службу — в рамках программы «Добровольный социальный год», утвержденной несколько лет назад. Программа востребована не только среди молодых людей, но и девушек. Эти молодые люди пользуются теми же государственными льготами, как если бы они проходили АГС.
А как россияне относятся к АГС?
— В нашей стране она порой рассматривается как способ отказа от службы с оружием в руках. Желающие пройти АГС не всегда задумываются, кому и как они будут помогать при прохождении гражданской службы. Им в силу разных причин важнее избежать воинской повинности. В российском обществе отсутствует положительный образ АГС-служащего. Наше государство не популяризирует медицинскую и социальную сферы, быть соцработником – не престижно. Если о солдате мы можем сказать, что он – защитник Родины, то что сказать про альтернативщика? Кого он защищает?
На мой взгляд, развитие АГС в нашей стране — дело будущего. Конечно, по сравнению с военной службой она безопаснее. Хотя срок такой службы составляет 1,9 года (из которых два месяца приходится на отпуск) вместо года службы по призыву.
Чтобы изменить отношение в обществе к АГС, нужно больше говорить о положительном образе как военнослужащего, так и альтернативно служащего. Важно, чтобы общество знало: альтернативщик тоже спасает жизни, находясь рядом с людьми, которые нуждаются в заботе со стороны общества. Чаще всего молодые люди работают санитарами в хирургических отделениях больниц, психоневрологических интернатах, хосписах и др. На моей практике был случай, когда альтернативную службу молодые люди проходили в доме-интернате для заключенных, амнистированных по старости. Контактировать с такими людьми очень тяжело, особенно, если альтернативно служащий находится с ними практически «один на один». А такое случается часто. Иногда в такие места для прохождения службы направляют по одному альтернативщику. На мой взгляд, подобные учреждения нужно исключить из списка мест для прохождения АГС. Это просто опасно!.
Чем отличаются немецкие и российские волонтерские программы?
— Несмотря на то что о добровольчестве в России много говорят, оно мало поддерживается государством и носит «точечный» характер. Сейчас, например, ведется активная кампания по привлечению волонтеров для работы на Олимпиаде-2014 в Сочи. Но кампания носит временный характер. Социальное добровольчество в России несет отпечаток «подвига». В Германии волонтерство поощряется государством. С другой стороны, иногда российское добровольчество носит «протестный» характер – помогая нуждающимся людям, привлекать внимание к проблеме нехватки государственной помощи. У нас никто не ведет счет волонтерским организациям, поэтому мы не знаем, сколько добровольцев в России. Но думаю, много. Почти в каждой московской школе есть своя волонтерская программа (экологическая, ориентированная на пожилых людей, инвалидов или воспитанников детских домов и др.)…
Кстати, для россиян, занимающихся добровольчеством, АГС – это возможность и во время службы помогать нуждающимся. Те, кто выбирает АГС не для того, чтобы избежать службы в армии, а исходя из моральных принципов, по-настоящему добры, отзывчивы и милосердны. При этом они не считают нужным «выставлять» доброту напоказ. И, участвуя в благотворительных акциях, не жалеют своего времени.
Хотя призывники с опытом волонтерской деятельности редко выбирают АГС. Эти молодые люди самодостаточны, трудолюбивы и ответственны — армия им не страшна…
Справка
Всего с 2004 по 2012 годы было подано 6 337 заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской; 5 259 россиян получили разрешение на замену службы по призыву АГС. С 2004 года на альтернативную службу было направлено 3 030 человек, из них 2 тыс. приступили к службе. Одна треть АГС-служащих уволилась до окончания службы.
По данным Роструда, на 1 мая 2012 года 916 человек проходят альтернативную гражданскую службу.