Какие основные задачи в сфере корпоративной социальной ответственности ставит перед собой компания «Нестле» в России?
— Наша стратегия в области корпоративной социальной ответственности – «Создание общих ценностей» – остается неизменной в любой стране. Это такая трехступенчатая программа. В первую очередь, это соответствие законодательству, соблюдение местных законов, бизнес-принципов, кодексов поведения. Второе – обеспечение устойчивого развития, то есть будущего. И третье – это создание общих ценностей.
Мы определили для себя области, где деятельность компании будет наиболее эффективной. Это устойчивое водопользование, здоровое питание и развитие сельских регионов. В России основное внимание мы уделяем здоровому питанию. Здесь у нас работают программы, направленные на продвижение здорового образа жизни и повышение уровня образования детей в области здорового питания.
Какое место в стратегии «Создание общих ценностей» компания отводит благотворительной деятельности?
— Благотворительность – это часть нашей программы помощи местным сообществам, но она не является составляющей нашей концепции «Создание общих ценностей». Благотворительность является дополнением к тем трем направлениям, о которых я сказал ранее, но важным дополнением. Она позволяет нам сотрудничать с различными некоммерческими организациями и другими участниками рынка и создавать программы, ориентированные на долгосрочную перспективу. И прежде всего это программы в области питания – программа «Разговор о правильным питании», кулинарные сессии для подростков «Готовим вместе».
Наши благотворительные программы проходят под девизом «Нестле» «Сделаем жизнь лучше!» и охватывают самые разные категории граждан. Мы работаем с более 50 благотворительными организациями. И в первую очередь оказываем помощь тем, кто в ней больше всего нуждается, – людям с низким прожиточным уровнем, инвалидам. Также поддерживаем детское творчество. Развиваем волонтерство в нашей компании – в области помощи детям и экологии. Это такие проекты, как «Елка ангелов», кулинарные сессии «Готовим вместе», «Операция «Чистый берег» и др. Все они описаны в новом социальном отчете.
Господин Патарнелло, ранее Вы работали на Украине и в Молдове. Как можете оценить результаты работы «Нестле Россия» в сравнении с достижениями в других странах?
— Я бы сказал, что различий не так много и они не велики. На Украине мы тоже реализовывали программу здорового питания, работали в сфере поддержки сельских регионов, в области устойчивого водопользования и благотворительности. На создание программы здорового питания на Украине нас вдохновил опыт России, ставшей первой страной, где мы запустили эту программу.
Я думаю, что в России мы добились значительных успехов в области образования среди детей. Здесь мы занимаем первое место среди всех рынков, где работает «Нестле». Что касается остальных областей, то должен сказать, что, в принципе, Россия не сильно отличается от других стран по достижениям.
В чем именно выражаются эти успехи? Чему удалось научить российских детей?
— Слагаемых нашего успеха несколько. Первое – и самое главное – эффективность самой программы «Разговор о правильном питании». Она действительно учит детей правильно питаться. Это не коммерческий проект, мы не упоминаем продукцию и товарные знаки «Нестле». Главная ее цель – воспитание здорового поколения.
Также успех программы заключается в том, что она адаптирована под разные возрастные категории и национальные особенности. Программа разработана высокими профессионалами в своей области, предложившими по-настоящему эффективные методы обучения.
И еще один важный фактор – это энтузиазм, энергия и творчество всех людей, вовлеченных в процесс реализации, – учителей, представителей научного сообщества, а также региональных отделений Министерства образования. Учителя и родители видят положительный результат от внедрения программы «Разговор о правильном питании» и отмечают, что она помогает формировать у ребенка сознательное отношение к своему здоровью и питанию. Это наше главное достижение.
А какова стратегия компании в регионах присутствия? Как складываются отношения «Нестле» с региональными властями?
— В первую очередь, мы развиваем федеральные программы. Но и уделяем внимание благотворительности в регионах. Каких-то особых отношений с местными властями в области благотворительности у нас нет. Наши отношения основаны на доверии. Власти доверяют нам как хорошим работодателям и добропорядочным гражданам этой страны.
Чем запомнился Вам прошедший год – первый в ранге директора «Нестле Россия» – в сфере КСО?
— Ежегодно в июле мы проводим межрегиональную конференцию «Воспитываем здоровое поколение» в рамках нашей программы «Разговор о правильном питании». Собираем людей со всех регионов России, устраиваем большое мероприятие, на котором присутствуют представители Министерства образования. Нам отрадно видеть детей, как они рады участвовать в этой программе. Повторю, что эта программа не является маркетинговой, мы не продвигаем наш бренд, ничего с этого не зарабатываем, а просто преподаем детям уроки правильного питания. Это наша ответственность. И эта программа стала очень успешной в России. С этой точки зрения прошедший год тоже был успешным.
В октябре заявление компании об отказе предоставить в качестве гуманитарной помощи пострадавшим от наводнения детям Дальнего Востока молочные смеси вызывало неоднозначную реакцию и активное обсуждение в социальных сетях и блогах. Что Вы вынесли для себя из этой ситуации? Отразится ли это как-то на политике компании?
— В рамках нашей благотворительной программы мы предоставляем свои продукты на благотворительные цели. Как я уже сказал, у нас более 50 организаций – благополучателей. У нас есть бюджет на эти цели, который не уменьшился даже в годы кризиса. Мы всегда оказываем помощь жителям районов стихийных бедствий.
Для пострадавших от наводнения на Дальнем Востоке мы предоставили гуманитарную помощь в размере более 19 тонн нашей продукции, которую доставили совместно с нашими партнерами по благотворительной деятельности, «Нестле» передала Министерству здравоохранения Амурской области пюре и соки для детей, а также кулинарные продукты, каши, кофе и напитки для взрослых для последующего распределения пострадавшим.
К сожалению, согласно требованиям Всемирной организации здравоохранения, мы не можем жертвовать детские сухие смеси частным лицам и негосударственным организациям. Мы можем предоставлять такую продукцию только через государственные органы. Как глобальная компания, обязаны соблюдать это требование ВОЗ в любой стране мира.
Видит ли компания в качестве стратегических партнеров для осуществления своей деятельности в сфере КСО некоммерческие организации? Если да, как именно Вам представляется наиболее эффективное взаимодействие с ними?
— Наше сотрудничество с некоммерческим сектором основывается на принципах доверия и открытости. Так как мы не благотворительная организация, нам важен опыт и знания тех, кто занимается благотворительностью профессионально. Прежде всего, это наши давние партнеры, такие как СAF, Благотворительный фонд «Дорога вместе», Благотворительный фонд помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас», Агентство социальной информации (АСИ). Наше сотрудничество с АСИ длится уже более 15 лет. Это первое агентство, которое стало писать о благотворительности и КСО в России. А популяризация проектов на благо общества так же важна, как и сами проекты.