Центры помощи сиротам, или центры содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются не только содержанием детей, оставшихся без помощи близких. Их главная задача – помощь скорейшему устройству ребенка в новую семью или возвращению его к кровным родителям. Для этого в учреждениях нового поколения должны быть отделы по воспитанию детей, временные социальные приюты, где родители смогут на время оставить ребенка, специалисты, помогающие семье, которая решилась на усыновление, и люди, работающие в системе постинтернатного сопровождения.
О полном перепрофилировании всех калининградских детских домов в подобные центры 6 февраля на встрече с журналистами заявила Анжелика Майстер, министр социальной политики Калининградской области, сообщил портал Клопс.Ru. Первый в регионе центр начал работать в конце января, и Майстер уверена, что в России аналогов ему нет.
Между тем центры, активно работающие над возвращением детей в семьи, уже давно существуют в разных регионах России. Это явление еще не приобрело массового характера, однако вскоре все может измениться, уверен зампредседателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, председатель РОО «Право ребенка» Борис Альтшулер. Когда Правительство РФ издаст постановление, утверждающее новые правила о детских домах, перепрофилирование станет общероссийским, считает Альтшулер. Новые правила уже подготовлены Минобрнуки и общественными деятелями, они прошли согласования со всеми министерствами, кроме Минюста, куда были направлены на утверждение в декабре 2013 года. Эти правила, отмечает эксперт, закрепляют два важных положения.
Во-первых, дети должны жить только в группах семейного типа с постоянными прикрепленными воспитателями, находящимися с детьми круглосуточно. «Никаких ночных нянечек – дети должны знать: это мой взрослый, мой родной, близкий человек, с которым я могу поделиться, как в семье», – объясняет Альтшулер.
Во-вторых, в каждом детском доме должно быть создано структурное подразделение по семейному устройству, по восстановлению кровной семьи, по профилактике сиротства и по постинтернатному сопровождению.
Альтшулер отметил также, что механизм контроля таких учреждений был предложен проектом федерального закона об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В декабре 2012 года Президент РФ Владимир Путин издал указ принять законопроект в обязательном порядке, однако инициатива была отклонена после обращения в Госдуму активистов движения «Суть времени» во главе с политологом Сергеем Кургиняном. Он назвал закон «вредоносным, западным, ювенальным», вспоминает представитель ОП.
«Вопрос – кто натравил Кургиняна на этот закон? Было огромное недовольство этим законом в региональных департаментах. Какие еще общественные контроли? Они их боятся, они же воруют в интернатах миллиарды, и вдруг в эту вотчину какие-то общественные контролеры! Все это сделано по наводке коррупционеров «Россиротпрома». Закон лег, а он нужен, так как информация об ужасах, творящихся в интернатах, продолжает поступать», — говорит Альтшулер.
По словам президента Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, гарантией добросовестной работы в таких центрах будет прописанный в правилах механизм пересмотра дела ребенка каждые полгода. Он нужен, чтобы понять, почему подопечный центра не был устроен в семью за конкретный период. Прозрачность деятельности государственных детских учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволит обеспечить также партнерство с некоммерческими организациями, уверена Альшанская.
«Работа, которая ведется, чтобы эти дети нашли новую семью или вернулись в кровную, должна быть понятна и видна, так же как ее отсутствие, – говорит президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам». — Идеально, чтобы НКО принимали в этом участие. Сейчас у нас нет такой возможности. Мы готовы помочь, но у нас нет ни выхода к информации, ни доступа к личным делам и данным о кровных семьях. Мне кажется, в будущем необходим симбиоз таких центров с общественными организациями. А еще лучше пойти по пути других стран, чтобы в итоге эти учреждения постепенно становились негосударственными, общественными. Мне кажется, уже понятно, что у государства не слишком хорошо получается растить детей и надо отдать эту функцию другим».
Массовое перепрофилирование детских домов – идея разумная с точки зрения стратегической политики решения проблемы сиротства, отмечает директор Благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас» Татьяна Тульчинская. Однако она опасается, что, как это часто бывает в нашей стране, все сведется к смене вывески.
«Мало изменить название детских домов, необходимо подготовить для перепрофилированных центров новые кадры, без этого успеха не будет. Работа специалиста такого центра отличается от работы специалиста в сиротском учреждении как небо и земля. Тенденция отличная, но вот до какой степени кадры окажутся квалифицированными, насколько регионы будут готовы вкладываться в переобучение этих кадров и есть ли кому их готовить – это для меня вопрос открытый», — отмечает Тульчинская.
В Москве сейчас работают два центра, перепрофилированные из детских домов. С одним из них — открывшимся в конце 2013 года Государственным бюджетным учреждением «Центр содействия семейному воспитанию №1» — начинает работать Благотворительный фонд помощи детям «Дети наши». Директор фонда Варвара Пензова рассказала, что организация будет сотрудничать с центром в рамках образовательного проекта «Я способен на многое» — добровольцы фонда будут помогать детям выбрать профессию в соответствии с их способностями и склонностями, а после этого подготовиться к поступлению в вузы или колледжи. По словам Пензовой, в регионах многие надеются, что реорганизация детских домов произойдет уже в 2014 году.
«Что может быть лучше для системы на благо детям, чем задача вернуть ребенка в семью, — рассуждает Пензова о преимуществах подобных центров. – В этом и есть главный плюс перепрофилирования, кардинальное отличие от существующей системы. Руководитель такого учреждения должен решать задачу, как скорее найти ребенку семью и передать его туда на воспитание, а не налаживать его быт в детском доме в течение многих лет».
О планах перепрофилирования детских домов в центры семейного устройства детей в разные годы говорили власти Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинской и Томской областей. «Наша общая задача – искоренить сиротство как социальное явление, максимально пристраивать детей в семьи, поддерживать приемных родителей и опекунов. Безусловно, всех детей передать в семьи невозможно. Но нужно стремиться к этому. В этом процессе очень важно информировать население о том, что несет за собой принятие в семью ребенка из детского дома и почему этого не стоит бояться», – цитирует губернатора Челябинской области Михаила Юревича портал Накануне. Ru.
Справка
Центры семейного устройства есть не только в Москве. Еще в 2004 году постановлением губернатора Новосибирской области было создано ГБУ Новосибирской области «Центр развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В Астрахани существует ГБУ Астраханской области «Центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей и постинтернатного сопровождения «Веста», созданный на базе ГБУ АО «КЦСОН, Советский район, г.Астрахань» в 2013 году. В Калужской области действуют два таких учреждения — Центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и психолого-медико-социального сопровождения замещающих семей и Думиничский центр социальной помощи семье и детям.