Айна, Вы не первый год занимаетесь дизайном интерьеров, частной практикой. Почему решили заняться социальными и благотворительными проектами?
По образованию я архитектор, но опыт с частными интерьерами – это хорошая школа и прекрасная возможность познать все тонкости взаимосвязи «человек — пространство». Это не так просто, как кажется. За годы работы стало очевидно, что пространство может менять человека так же, как и человек пространство. И мы несем за это ответственность.
Я уже несколько лет сотрудничаю с фондом «Подари жизнь!» Первый раз я пришла туда пять лет назад волонтером, чтобы учить детей рисовать. Но тогда мои собственные дети были еще маленькие, и я не смогла совместить больницу и дом. Поэтому стала донором и волонтером-водителем. Мы жили недалеко от площади трех вокзалов, а это место, куда со всей России приезжают подопечные фонда, чтобы пройти лечение в Москве. Тогда я выучила местонахождение всех московских больниц и клиник и увидела их изнутри. А через два года через рассылку фонда пришло письмо о поиске волонтеров-дизайнеров для оформления стен в Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Димы Рогачева – новом здании на Ленинском проспекте, построенном на средства благотворителей. Я сразу же отозвалась, и с тех пор постоянно участвую в подобных проектах фонда.
Насколько важно создавать уют и комфорт в детских социальных и медицинских учреждениях?
Настолько, насколько нам важно наше будущее. Дети, покинув эти учреждения, вырастут, но у них останется память. Чем ярче будет их детство сейчас, тем светлее будет их жизнь потом. Ребенок мыслит символически, и все, что он впитывает и откладывает в своей маленькой головке, непременно откликнется в его взрослой жизни. Рисунок голубых облаков напротив кроватки может приблизить малыша к его мечте стать летчиком. А к чему приблизится ребенок, который вместо рисунков каждый день видит куски отвалившейся штукатурки и трещины? А в этих условиях тысячи детей проводят каждый свой день.
По этой причине Вы и еще несколько молодых архитекторов создали фонд «Ключ от детской» по благоустройству детских учреждений?
Эта идея зрела много лет, хотя в чистом виде она пришла неожиданно. Создание фонда, который будет помогать обновлять старые госучреждения, увенчало все, чем я люблю заниматься: дети, интерьеры и благотворительные проекты. Помимо этого, меня всегда притягивали заброшенные и ветхие здания, нуждающиеся в ремонте. Большое влияние оказали годы, прожитые за границей. Я наблюдала, с какой легкостью и вкусом там возводятся дома и оформляются помещения, и мечтала привезти эту легкость в Россию. В течение первых проектов нашлись коллеги-единомышленники, которые поддержали идею, и мы начали работать.
Какой видите деятельность фонда «Ключ от детской»?
Мы хотим работать с детскими государственными учреждениями по всей России. Ремонты в больницах, поликлиниках, детдомах и приютах — явление повсеместное, и никто этим не занимается. Бюджетные средства чаще расходуются на более важные нужды: оборудование, лекарства, зарплату специалистов. При этом даже в центре Москвы есть больницы без систем вентиляции, где дети пребывают в аварийных условиях. Принимать участие в таких проектах интересно, ведь мы моментально видим результаты своей работы. В стены возвращается жизнь и энергия, и дети это чувствуют. Сейчас мы разрабатываем интерактивные интерьеры, которые будут одновременно оказывать терапевтическое воздействие.
Помимо создания интерьера ветхих учреждений, одно из ключевых направлений работы фонда – консультации детских госучреждений по проведению плановых ремонтов. Это направление, на которые даже не нужно собирать деньги, но нужна квалифицированная помощь. Дело в том, что на летние плановые ремонты в госучреждениях не предусмотрены проекты: единые нормы оформления, цветовой гаммы или расстановки мебели. Поэтому каждый раз это заканчивается тем, что заведующая детского сада или директор школы ходит по коридорам за руку с прорабом и на пальцах объясняет, что должно получиться. Мои дети посещают обычные государственные садики и школы, и я давно наблюдала эту проблему в рамках таких учреждений.
Сейчас в Российской детской клинической больнице (РДКБ) проводится плановый ремонт. И Вы, и команда фонда привлечены к работе над созданием интерьера. Ситуация меняется?
Да, в РДКБ сейчас проводится капитальный ремонт нескольких корпусов. Это уже другие масштабы, фактически переустраивается целое здание, заново прокладывается вентиляция, монтируются стены и окна. Но под внутреннюю отделку снова нет проекта. И главврач с санитарами вынуждены заниматься подбором материалов и краски, хотя в это время в палатах лежат маленькие дети и там они нужны больше. Когда мы взялись за эту работу, все встало на свои места. И на этом примере стало понятно, что нехватка квалифицированной помощи — проблема, и ее можно решить. Для этого сейчас мы будем формировать региональную сеть волонтеров из действующих дизайнеров и архитекторов и в будущем распространим свою работу на все бюджетные госучреждения, которым нужна помощь.
Вы также проводите мастер-классы «Я — архитектор» для детей-пациентов РДКБ. Что станет итогом этих занятий?
На занятиях дети становятся маленькими архитекторами. Мы чертим будущую игровую комнату, которая вот-вот появится в их отделении. Это нужно для того, чтобы мы могли учитывать их пожелания. Ведь часто взрослые оформляют детские комнаты на свой вкус и вешают детские картины на уровне своих глаз. А в это время ребенок может в подробностях рассказать, чего хочет, если его об этом спросить. У нас уже много детских рисунков, которые лежат рядом с чертежами.
Как построена внутренняя работа фонда «Ключ от детской»? Как к волонтерской деятельности относятся сами дизайнеры и архитекторы?
Сейчас в нашей команде 11 человек. Основные задачи мы распределяем между собой, но постоянно привлекаем волонтеров. На данном этапе все, кто работает в фонде, присоединились по собственному желанию. В этой работе в наивысшей степени проявляется наш опыт и профессионализм. Любой может сделать неплохой интерьер с несколькими миллионами в руках. Достаточно проехаться по московским салонам и выбрать хорошую мебель и декор. Другое дело, когда у тебя в руках не миллион, а десять тысяч. А в будущем интерьере много лет будут находиться маленькие дети. Тогда тебе нужно достичь максимального эффекта минимальными затратами, а это вызывает азарт. В хорошем смысле слова.
Кто помогает в реализации проектов?
Мы только начинаем, поэтому пока нам помогают друзья, коллеги и единомышленники. Профильные компании отдают ненужную мебель и материалы, и такая помощь всегда кстати. Команда работает на энтузиазме, а на внутренние нужды мы пока задействуем собственные средства. Но в будущем, конечно, рассчитываем на материальную поддержку благотворителей.
Какие у Вас планы на ближайшее будущее?
Сейчас мы работаем над проектом оформления первого в России детского реабилитационного центра «Русское поле» для фонда «Подари жизнь!» и ФНКЦ им. Димы Рогачева. Это старое семиэтажное здание, бывший советский санаторий в Чехове, и в нем пока нет и намека на детское учреждение. На базе этого проекта вместе с детскими психологами мы формируем интерьерные решения, которые в дальнейшем будем использовать в работе с региональными детдомами, приютами и интернатами.
Также продолжаем проводить мастер-классы «Я — архитектор» для детей. Это профессия мало упоминается в детских книжках, и 1 июня, в Международный день защиты детей, мы впервые рассказали о ней здоровым детям. Они узнали, кто такие архитекторы, что такое архитектурные проекты, и попробовали сделать свои первые чертежи. Детям нравится чувствовать себя взрослыми, и мы обязательно будем продолжать, ведь в будущем фонду понадобится еще много архитекторов и дизайнеров! А дети как никто другой чувствуют, что мы одно целое с тем, что нас окружает.
Фото: из личного архива Айны Гершман
Страница фонда «Ключ от детской» в соцсети Facebook — https://www.asi.org.ru/ssylka-f-udalena/?kluchotdetskoy