А оно — такое взаимодействие — сегодня жизненно необходимо. И не только потому, что гражданское общество само к этому стремится и предлагает свои ресурсы, но и потому, что государство без него просто не справится.
На специальном заседании СПЧ, посвященном гражданскому участию в судьбе украинских беженцев, об этом говорили. Я, наверное, отчасти повторюсь, но мне показалось, что СМИ об этом не так много писали, как оно того заслуживает.
Проблем миллион. Пункты временного размещения закрываются, потому что школы и детские сады, в которых они работали, надо готовить к 1 сентября. Есть проблемы с получением статуса, с трудоустройством. В некоторых регионах потихоньку — на фоне того, что люди в целом с пониманием относятся к ситуации — нарастает социальная напряженность. Инфраструктура в регионах в разной степени развита, беженцы распределены неравномерно, и кое-где жители уже спрашивают: «А как же мы? Нам и так мест в детских садах не хватает…» Пребывают новые и новые беженцы, снежный ком растет.
Помимо очевидного гуманитарного аспекта, у проблемы есть и другое измерение. Вполне прагматическое, и о нем тоже говорили на заседании СПЧ. К нам поступают мигранты, в которых так нуждается наша экономика. Мигранты, которые в подавляющем большинстве владеют русским языком, люди общей с нами истории и культуры. Среди них есть люди с высшим образованием, востребованных у нас специальностей. Это уникальный шанс для России, и это вторая причина, по которой сегодня в помощь беженцам должны быть мобилизованы все доступные ресурсы государства и гражданского общества, включая его организованную часть — волонтерские объединения, НКО, специализирующиеся на помощи мигрантам и т.д.
Эти организации готовы к сотрудничеству, прямо об этом заявляют, и их сегодня обязательно нужно подключать к работе всех переговорных площадок, на которых обсуждаются проблемы украинских беженцев. И еще очень важно, чтобы эти организации не только взаимодействовали с государством, но и активно развивали горизонтальные связи, улучшали внутренние коммуникации — тут есть над чем работать и самому гражданскому обществу. Только в этом случае, как мне кажется, мы сможем решить проблему беженцев с Украины быстро и эффективно. Как того и требует момент.