В «Упсала-цирке» занимаются дети из групп социального риска, коррекционных школ и интернатов, есть занятия для детей с синдромом Дауна. То, что создается в шатре цирка, никак не ассоциируется с социальными проблемами и неустроенностью. С помощью опытных педагогов, влюбленных в свое дело, здесь рождаются красочные представления высокого профессионального уровня. Проект хорошо известен в России и за рубежом, много гастролирует. К нему проявляют интерес, хотят тиражировать модель. Но в цирке эту идею не считают удачной.
«Мы получаем много заявок — а давайте откроем цирк там и там, — говорит директор «Упсала-цирка» Лариса Афанасьева. — Все думают, что возьмут модель, перенесут ее в свой город, и она будет работать. Я в это не верю. Но этот заказ извне натолкнул нас на то, что нужно развиваться в сторону передачи опыта — как хорошего, так и плохого. Так родилась идея создать образовательный проект».
«Школа цирковой педагогики» – это два коротких курса для молодых педагогов, студентов и специалистов социальной сферы. Для участия в проекте нужно было пройти конкурсный отбор — выполнить творческое задание. В итоге образовались две группы, в одной 12, в другой 13 человек. Две недели в режиме нон-стоп они учатся жонглировать, прыгать через скакалку, стоять на мячах, а еще знакомятся с маститыми циркачами и экспертами из смежных областей.
Первой группе посчастливилось познакомиться с Владимиром Чикишевым, директором театра «Пиано» из Нижнего Новгорода. Он работает на базе интерната для глухих детей. Артисты театра приняли участие уже в 40 международных фестивалях. Опыт театрально-цирковой педагогики накоплен огромный, и Чикишев хорошо знает, как занятия в цирке или театре могут сказаться на личности маленького человека.
«В процессе театрального творчества дети получают навыки работы в коллективе, а значит моделируется процесс, который происходит в жизни, — говорит Чикишев. — Они социализируются, получают опыт командного творчества, опыт лидерства, что крайне важно для жизни. Дети учатся диалогу, решать вопросы путем выстраивания договоренностей. Они начинают верить в возможность подать собственный голос, значимость собственного высказывания в потоке голосов. Закалка и заряд прочности должен быть у каждого человека, и они формируются в детстве».
У каждого из учеников «Школы цирковой педагогики» были свои причины прийти сюда. 16-летний Никита Селиванов занимается в «Упсала-цирке» больше двух лет и учится в педагогическом колледже. Через два года он «вырастет» из «Упсала-цирка» (здесь занимаются дети до 18 лет), но хочет остаться в проекте в качестве тренера.
Педагог-организатор Мария Грищенко пришла в «школу» за новыми педагогическими идеями и приемами. «Я интуитивно понимаю, что те методы, которые даются в школе и институте, не всегда работают. Последние несколько лет я задаюсь вопросом, как вести себя так, чтобы ребенка не испортить, — рассказывает Мария. — В театре, школе, цирке дети занимаются на протяжении года, а у меня в лагере — всего три недели. Теперь я думаю, как лучше применить полученные знания на практике. Возможно, получится создать факультативные занятия во время учебного года. Не факт, что после «школы» я и дальше буду жонглировать, но вещи, которые я здесь увидела, останутся со мной надолго».
«Упсала-цирк» — место, где педагоги не разговаривают с подопечными как с детьми. Здесь ищут подход к артистам в процессе игры. Этому учат и будущих преподавателей в «школе».
«У нас занимаются ребята, которые работают социальными педагогами или учатся этой профессии, — говорит Лариса Афанасьева. — У них должны быть «фишки» везде — в носках и карманах. Они должны знать, что такое скретч на диджейском пульте, что такое новая поэзия. Они должны быть супер-продвинутыми, а не маргиналами и неудачниками. И наша задача — заразить их этим».
В «Школе цирковой педагогики» студенты осваивают основы жонглирования, акробатики, пантомимы. По замыслу специалистов «Упсала-цирка» эти приемы помогут им научиться выстраивать отношения с любым ребенком. В завершение курса начинающие циркачи-педагоги должны пройти первое серьезное испытание: провести занятие-представление для подростков из детского дома и детей с ограниченными возможностями.
По результатам первого образовательного проекта сотрудники «Упсала-цирка» сделают вывод, стоит ли развивать образовательные проекты дальше и в каком формате. У Ларисы Афанасьевой уже есть идеи на счет продолжения «школы…», но она пока наблюдает за студентами и не спешит делиться планами на будущее. В любом случае после окончания интенсивного курса студенты не будут брошены, говорит Афанасьева. Они смогут всегда обращаться в «Упсала-цирк» за советом и поддержкой.
Фото: Дарина Овчинникова