…мы ходим по кругу: быстрый рост ВВП, как показывает опыт, часто сопровождается ростом неравенства — разницей в доходах населения, в доступе к здравоохранению, образованию и другим социальным благам, что в свою очередь неизбежно тормозит экономический рост.
Доступность медицинских услуг и основных лекарств, человеческий капитал и инвестиции в качественное обновление личности, состояние окружающей среды — эти и другие индикаторы экономического роста не менее важны, чем ВВП. Об этом на форуме говорили представители разных стран, и в рекомендациях Гражданского БРИКСа лидерам государств внятно прослеживается мысль о необходимости «взаимоувязки» экономических, социальных и экологических аспектов в национальных и международных приоритетах.
В разных странах на первый план выходят разные аспекты неравенства: представители Индии отмечали в первую очередь неравный доступ к образованию, в том числе и начальному, участники из Южной Африки — неравный доступ к социальным благам для горожан и жителей сельской местности… Так или иначе эта проблема всех заботит, поэтому к лидерам стран было много предложений, касающихся путей преодоления неравенства. В том числе для выработки системного подхода, с точки зрения участников форума, нужно обмениваться успешным опытом борьбы с разными аспектами неравенства, который уже есть в странах БРИКС.
Вот Китай, например — они за короткий срок смогли существенно сократить число крайне бедных в стране. Бразилия на Гражданский БРИКС привезла чудесных молодых ребят — сами выходцы из фавелл, они окончили университеты и вернулись в беднейшие районы, чтобы развивать социальное предпринимательство, помочь другим выкарабкаться из нищеты. Там есть специальные правительственные программы, к ним подключился социально ответственный бизнес, введены налоговые стимулы для социальных предпринимателей, для компаний, инвестирующих в социально значимые проекты. Конечно, этот опыт нужно детально изучать!
Большие надежды участники Гражданского БРИКСа возлагают на банк БРИКС. От него огромные ожидания — что он будет инвестировать в социальные и экологические проекты. Эксперты-финансисты, которые были на форуме, всех слегка опустили на землю: советовали не ждать чудес и объясняли, что банк БРИКС создается как финансовый институт и вряд ли будет действовать как институт социальный. Но при этом подчеркивалось, что деятельность банка должна быть абсолютно прозрачной, и все решения в нем должны приниматься с участием представителей гражданского общества.
Что еще я хочу сообщить по итогам прошедшей «интернациональной недели» гражданского общества: это была уникальная возможность обсудить самые злободневные проблемы с организациями, с которыми мы если раньше и контактировали, то в основном дистанционно. Где-то мы легко находили точки соприкосновения, где-то спорили до хрипоты, общались на самом форуме, в кулуарах, на сопутствующих мероприятиях. Было много интересных открытий, были эмоции, разочарования.
Очевидно, что в странах БРИКС гражданское общество развивается по-разному, условия отличаются. Где-то почти нет ограничений для деятельности НКО, но и госфинансирования при этом нет. В других странах — жесткие рамки, в том числе в отношении зарубежного финансирования НКО. Китай сейчас изучает соответствующий опыт, в том числе российский. В Индии тоже все строго с иностранными деньгами для некоммерческого сектора. У них нет иностранных агентов. Есть иностранные организации, деятельность которых запрещена. Если организация не запрещена, все ее программы проходят процедуру аккредитации. Раз уж государство ставит задачу жестко регулировать всякие иностранные вливания в НКО, лично мне больше нравится индийский вариант (по сравнению с нашим, российским), потому что он не создает поля для неопределенности, для произвольного принятия решений. Может и жестко, но хотя бы понятно…
Фото: brics2015.ru