Новости
Новости
27.04.2024
26.04.2024
25.04.2024
18+
Статьи

«Пропавшие с радаров»: исследователи выясняют, как решить проблему социальной адаптации детей-сирот

Как складывается жизнь сирот после выпуска из учреждений? Как изменяется ситуация из года в год? Влияет ли работа благотворительного фонда на жизненный путь детей-сирот? Фонд «Дети наши» проанализирировал эффективность программы социальной адаптации детей-сирот и провел исследование среди выпускников 2008-2014 годов двух подшефных интернатов – Сафоновской школы-интерната и Шаталовского детского дома.

Печально известная статистика

Уже девять лет фонд «Дети наши» поддерживает творческие и ремесленные кружки и мастерские в интернатах Смоленской области – в Сафоново и Шаталово, реализует проекты и программы по профессиональной подготовке и развитию, социальной адаптации, образованию и здоровому образу жизни детей-сирот.

«Мы давно искали способ измерить эффективность наших проектов, охватывающих разные сферы жизни ребят в интернатах. Конечно, очень хотелось узнать, точнее, подтвердить наши предположения, что возможность развития и получения навыков, возможность попробовать жить самостоятельно, встречи с интересными людьми и профессиями, помощь в постановке и достижении целей – все это положительно сказывается на будущем, оказывается нужным после выпуска. Хотелось подтверждений, что наша работа меняет печально известную, но единственную статистику – только 10% выпускников интернатов нормально адаптируются в жизни», — рассказывает директор фонда «Дети наши» Варвара Пензова.

Самое подходящее время для этих измерений наступило недавно, отмечают в фонде. Первые выпускники в Сафоново (2008 год) сегодня проходят настоящую проверку на прочность — им исполнилось по 25 лет, они окончили учебные заведения и столкнулись с «настоящей жизнью» уже в полной мере.

Кружок «Мастерица», Шаталовский детский дом
Кружок «Мастерица», Шаталовский детский дом

В прошлом году фонд провел пробное исследование на базе Сафоновской школы-интерната, а в этом – дополненное и доработанное на базе Сафоново и Шаталово.

Исследование проводилось в два этапа: кабинетное исследование и опрос по полуструктурированной анкете. На втором этапе в ходе телефонного интервью, общения через социальные сети выпускники дали развернутую информацию о себе. Также исследователи привлекли к опросу других выпускников, ближайших родственников, социальные службы. Всего в исследовании использовались данные 262 выпускников.

Как показало исследование, в проектах фонда так или иначе было задействовано более 70% всех нынешних выпускников.

охват детей проектами

Картина русского сиротства

Только 21% выпускников – настоящие сироты. Остальные 79% — сироты социальные. Как показывает исследование, 50% детей попали в учреждения по причине лишения родителей родительских прав (неблагоприятной ситуации, нищеты). У 27% — один родитель умер, а другой лишен родительских прав. Еще у 2% детей родители находятся в местах лишения свободы.

причины соцсиротства

Большая часть детей воспитывалась в интернатах более пяти лет.

Возможность общения социальных сирот с кровными родственниками варьируется от учреждения к учреждению. В Шаталово 60% детей регулярно общались с родителями, тетями и дядями, бабушками и дедушками, сестрами и братьями, в то время как в Сафоново – всего 7%.

Выпускались из учреждений дети чаще всего после 9-10 класса (84%). 11 классов окончили всего 16% всех детей. И только 9% в настоящее время учатся/учились в вузах, все они – воспитанники Сафоново.

image

Самыми популярными специальностями среди выпускников являются автомеханик, автослесарь, парикмахер, технолог на производстве/машиностроении, повар. Три из тoп-5 профессий, которые выбирают дети, так или иначе связаны с действующими при поддержке фонда «Дети наши» кружками и мастерскими.

учеба

Жизнь сегодня

Сегодня выпускникам подшефных фонду детских учреждений по 17-26 лет. Как показывает исследование, их занятость, материальное и семейное положение в основном не отличаются от положения обычных сверстников: они учатся/работают, живут экономно, не замужем/не женаты. Но почти четверть выпускников столкнулась со сложностями при получении жилья.

работа и учеба

«Востребована поддержка выпускников – ведь 23% из них сталкиваются с проблемами получения жилья, а 19% неблагополучны или прямо просят о помощи. По итогам первого года (лето 2014 – лето 2015) мы помогли пяти ребятам в Смоленской области. Кому-то помогли получить квартиру, кого-то поддержали в сложной ситуации. Итогом этого года стал новый список ребят, нуждающихся в помощи», — говорит директор фонда «Дети наши».

реализация права на жилье

Пропавшие с радаров

Самая большая проблема, которую увидели исследователи: почти половина выпускников недоступны для контакта. Они не поддерживают связь с одноклассниками или с кем-то из воспитателей, их нет в социальных сетях.

«По-прежнему огромный процент ребят теряется «с радаров» после выпуска. Никто не знает, что с ними. Особенно много таких среди тех, кто провел в интернате меньше года или более семи лет. Тоже вполне очевидно почему – для тех, кто попал в интернат старшим подростком (ведь мы говорим только о тех, кто выпустился из интерната) – стресс от этого события явно не способствовал завязыванию каких-либо отношений, а адаптироваться хоть сколько-нибудь они просто не успели. А те, кто прожил в интернате большую часть своей жизни – возможно, оказались слишком поломаны системой, чтобы строить и поддерживать отношения вообще», — комментирует Варвара Пензова.

доступны для контакта

Как показывает исследование, в том учреждении, где дети имели возможность общаться с семьей (Шаталово) – они и с учреждением поддерживают контакт (73% в Шаталово против 33% в Сафоново). Как считают в фонде «Дети наши», отношение детей к этому периоду своей жизни, возможно, более спокойное, они не вычеркивают это время и людей целиком и полностью. Кроме того, те, кто поддерживал контакт с родственниками, были более активными участниками проектов фонда.

«Неожиданной, но в то же время вполне логичной, выглядит связь между активностью ребят в проектах и возможностью общаться с кровными родственниками. 75% активных и 49% просто участников проектов регулярно общались с родственниками. Логично ведь, что ребята, общающиеся с родней, чувствуют себя менее стрессово, чем те, кому ничего неизвестно про близких, или кто не получает вестей от них, нет возможности с ними видеться? А там, где меньше стресс, там больше ресурса для любых познавательных активностей», — поясняет Варвара Пензова.

участие в проектах

Вершина айсберга

Как отмечают в фонде «Дети наши», можно выделить три условные группы выпускников детских учреждений. Первая группа «относительно благополучные» – те, кто работает, учится, воспитывают детей в полной семье, их материальное положение нормальное или хорошее. Вторая группа – «относительно неблагополучные» — те, кто не работают и не учатся, находятся в местах лишения свободы, матери-одиночки, бедствующие выпускники и нуждающиеся в помощи. Третья группа – «пропавшие с радаров» — те, с кем нет контакта или информация обрывочна.

Как увидели исследователи, наиболее адаптивны после выпуска из интерната самые активные участники проектов фонда «Дети наши» – 73% против средних 20% у остальных групп.

факторы благополучия

Нельзя решить проблему социальной адаптации выпускников детских домов, работая только с «вершиной айсберга» – подготовкой к жизни, обучением базовым навыкам, считают в фонде «Дети наши».

Кружок цветоводства в Сафоновской школе-интернате
Кружок цветоводства в Сафоновской школе-интернате

Важную роль в этом играет не только сама возможность дополнительного образования, но и поддержание контактов с родными. Эффект программ социализации будет, только если в учреждении ведется активная работа с семьей, подчеркивают в фонде.

Проблему «исчезновения» выпускников для контакта после выхода из учреждения фонд планирует частично решить за счет проекта наставничества «Будем вместе». Этот проект уже стартовал в Смоленской области. Первые волонтеры уже прошли обучение и собирают документы, чтобы сделать следующий шаг – познакомиться с подростком из детского дома.

«Одно можно сказать точно: чтобы выпускники интернатов нормально социализировались, мало просто учить их готовить и платить за квартиру. Проблемы сирот в этом смысле многогранны. Такой же многогранной должна быть и работа с ними», — говорит Варвара Пензова.

По ее словам, это и работа психолога, и занятия по подготовке к самостоятельной жизни, и возможность получения адекватного опыта, который пригодится во взрослой жизни, и профориентация, и позитивные жизненные модели, и старший друг и наставник, не связанный с интернатом, и даже работа с кровной семьей.

В столярной мастерской Сафоновской школы-интерната
В столярной мастерской Сафоновской школы-интерната

Подобный анализ эффективности программы социальной адаптации детей-сирот фонд «Дети наши» планирует проводить регулярно, каждую весну.

«Мы будем наблюдать за тенденциями, изменениями, сможем делать более глубокие выводы», — обещают в фонде.

Фото предоставлено фондом «Дети наши»

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике