Милана, вы стояли у истоков проекта «Сохраним Байкал» и каждый год сами приезжаете сюда, чтобы координировать деятельность волонтеров. Скажите, изменяются ли ваши задачи год от года?
Инициатором и основным организатором проекта является Автономная некоммерческая организация «Центр развития экологических и социальных проектов». С момента появления проекта мы ставили перед собой общую цель — сохранение озера Байкал. Но если быть более конкретными, то это развитие институтов гражданского общества (стимулирование процессов гражданской самоорганизации), разработка и внедрение комплексных программ рекреационного планирования безопасного, эффективного и рационального управления особо охраняемыми природными территориями.
Эта конечная цель от года к году не меняется, но поскольку опыта у нас становится все больше, меняются методы решения поставленных задач. Если мы начали с уборки мусора с берегов Байкала, то теперь понятно, что охрана Байкала – это больше, чем решить проблему с мусором. Я бы сказала, что цель – организация упорядоченной работы системы охраны и соблюдения правопорядка.
С каким основными проблемами приходится сталкиваться службе во время работы?
Трудностей и сложностей немало. Например, как охватить нашей деятельностью большую прибайкальскую территорию или почему многие жители не идут на контакт и не хотят кооперироваться и доверять друг другу в вопросе сохранения местности, где живут. Многие предпочитают действовать сами по себе, не делятся с другими полученными знаниями и накопленным опытом.
Местные жители вас совсем не поддерживают?
Поддерживают, конечно. В основном как раз мы находим хороший отклик и чувствуем отдачу от местных жителей. Встречают, правда, с недоверием, но когда вникают, то поддерживают и участвуют.
Теперь мы получаем и поддержку со стороны местных властей — администраций сельских поселений и природоохранных организаций, таких как Бурприрода и Росприроднадзор по Бурятии. За счет использования административного ресурса в этом сезоне удается работать эффективнее.
Проблем, связанных с Байкалом, очень много: пожары, загрязнение воды, несанкционированные свалки, обмеление рек, впадающих в Байкал. У вас, наверное, есть свое видение, какая из них является ключевой на данный момент.
Скорее всего, я бы выделила охрану леса — проблемы пожаров и вырубки. Ситуация с этим сложная и запущенная. Решать этот вопрос нужно с участием федеральных властей, так как помимо природных пожаров здесь точно есть случаи, грозящие уголовной ответственностью. Необходимо мониторить ситуацию в лесах с помощью спутников, ставить посты, вести патрулирование, проводить масштабные лесовосстановительные работы.
Мы считаем, что экология и сохранность Байкала зиждется на лесе и потому это должно быть приоритетным.
А как же мусор?
Безусловно, следующая по важности проблема — ситуация с твердыми и жидкими бытовыми отходами. «Мусорный вопрос», я считаю, меньше связан с людьми, а больше — с неорганизованной инфраструктурой. Вроде бы создано немало мест, где можно собирать мусор, но выбрасывать его некуда.
Решение, на мой взгляд, простое – контроль. Уместно организовывать информационно-контрольные патрули, не только касающиеся соблюдения природоохранного законодательства, но и правопорядка в целом. Это могут сделать и сами жители, распределив между собой обязанности.
Волонтеры могли бы помочь в организации таких патрулей и мониторинга?
В этом году мы так и работаем — фактически не как волонтеры, а как общественные инспекторы. Мы информируем отдыхающих о правилах поведения на особо охраняемых природных территориях, занимаемся мониторингом нарушений, составляем акты правонарушений и оперативно сообщаем соответствующим органам. Мы даже успели поработать с казаками, устраивали совместные рейды, очень успешно.
«Успешно» – значит, удалось снизить количество экологических нарушений?
Когда территория не «бесхозная», отдыхающие и местные видят, что за ней следят, то на этой территории меньше экологических проблем. За сезон с берега в этом году мы вывезли более 600 мешков с мусором.
Есть, конечно, еще такие экологические проблемы, как загрязнение воды и водоросли. Я знаю, что в этом направлении работают ученые. Думаю, какое-то решение будет принято в ближайшее время.
Как волонтеры организуют свою работу и быт на Байкале?
Утром мы обычно проводим рейды, а вечером остается время на себя.
Весь период нашей деятельности мы живем в палатках, это позволяет нам быть более мобильными и эффективными. Сейчас мы мечтаем о лодке-мотоцикле для нашего патруля.
Еще хотелось бы активнее внедрять технические решения, мобильные приложения, к примеру, сейчас это просто необходимость.
Вы планируете какие-то новые направления работы службы?
В планах нашего проекта — внедрять больше образовательных культурных и общественных программ для различных групп населения. В этом году нам удалось провести образовательные семинары совместно с Росприроднадзором в Москве, Иркутске, Улан-Удэ и Владивостоке на тему правовой грамотности и общественных инспекторов, это был очень полезный опыт для нашей команды. Хотелось бы тиражировать такие практики.
Вообще программа проекта – это логическое продолжение наших исследований, которые мы ведем в районе Байкала на протяжении этих лет. Сейчас мы тоже проводим анкетирование жителей в населенных пунктах около Байкала, выявляем экологические проблемы. Результаты будут попозже – их сложно обрабатывать в полевых условиях.
Кто поддерживает работу вашей службы, где вы находите ресурсы?
В этом году нам отказали в поддержке, к сожалению, все крупные продовольственные компании республики. Кто-то просто сказал «нет», кто-то сослался на то, что у них есть свои экологические проекты и акции.
Экипировкой и снаряжением нам помогают НФП «БАСК» и «Старт 1». Организационно проекту помогает Фонд содействия сохранению озера Байкал и некоторые депутаты. С этого года мы стали частью федеральной целевой программы «Вода России».
Как происходит набор волонтеров в службу?
Мы набираем волонтеров через интернет и профильные организации. Некоторые волонтеры приезжают из года в год и привозят друзей. В этом году мы специальной рекламной кампании не проводили, наш лагерь уже многим и так известен.
Радует то, что с каждым годом все больше и больше волонтеров из числа местных жителей. У нас уже сформирован костяк (работают и вне летнего сезона), постоянно приезжают гости, компаниями и семьями из разных регионов и стран. Отдельно отмечу сообщество водителей, с которым мы подружились.
В прошлом году вы организовали фотовыставку проекта в Москве. В будущем году тоже будут какие-то просветительские культурные проекты федерального уровня?
Такие проекты, как выставка в аэропорту Шереметьево и «Дни Байкала на корабле «Брюсов», которые состоялись в прошлом году, мы будем стараться тиражировать. Но все зависит от ресурсов.
Сейчас мы снимаем документальное кино о Байкале и людях, около него проживающих. Скорее всего, в конце года можно будет увидеть результат.
Фото: facebook.com/Baikalservice