Фраза «как корабль назовешь, так он и поплывет» известна всем. Но когда название фирме дают ее клиенты, да еще и вкладывают в него благодарность ее создателю – это необычный прецедент. Социальный предприниматель из Петербурга Аврора Батырева основала студию «СпасибоАврора», которая занимается дизайном, разработкой логотипов и фирменного стиля для малого бизнеса и некоммерческих организаций.
«Назвали нас так сами заказчики, пока официального имени у студии еще не было», – поясняет она.
Директор, бухгалтер, маркетолог и психолог в одном лице
По словам Авроры, перед открытием собственной студии в 2012 году она прошла десятилетний путь от фрилансера до креативного директора крупного агентства. А «свое дело» стало естественным продолжением карьеры в сфере визуального маркетинга.
«На тот момент графический дизайн был представлен на рынке двумя категориями исполнителей: фрилансерами-частниками и студиями полного цикла. В первом случае обслуживание было похоже на русскую рулетку, во втором – качество заказа было обусловлено серьезными финансовыми затратами. Качественного продукта по низкой цене никто не предлагал, и это был шанс занять свободную нишу», – вспоминает она.
В течение двух лет с момента запуска проекта Аврора Батырева одновременно была директором, бухгалтером, исполнителем, маркетологом, а местами и психологом для заказчиков.
«Моей целью было довести идею до определенной планки дохода, не вложив ни копейки. Однако такой подход не был каким-то вызовом, все строилось исключительно на отсутствии стартового капитала», – улыбается она.
А занятая ниша сама диктовала условия работы. Какой была целевая аудитория? Начинающие молодые предприниматели, НКО, люди без знаний и… финансов.
Бесплатная работа окупается до сих пор
«Самое правильное решение, которое я приняла за те два года «посева» – обслуживание некоммерческих проектов бесплатно, – признается Аврора Батырева. – В результате уже к 2014 году почти весь некоммерческий Петербург имел логотипы, созданные новой компанией. Вся работа строилась на честном бартере – я создавала НКО фирменный стиль, а НКО в обмен рекламировали мои услуги в соцсетях. Два года бесплатной работы окупаются до сих пор. Но при этом моя студия ни разу не платила за продвижение в интернете. Сегодня таким же образом, исключительно за счет бартера, нас продвигают и другие партнеры. Кроме того, я читаю представителям некоммерческого сектора лекции по созданию дизайна без специальных знаний и программ. Это тоже расширяет круг заказчиков».
Избранная схема показала свою жизнеспособность спустя два года. Уже более крупные предприниматели заметили рост «СпасибоАврора» и увидели выгоду в некогда пустовавшей нише. У Батыревой начали появляться конкуренты, причем, с более широкими финансовыми возможностями. Чтобы сохранить первенство, ей нужно было развивать свой бизнес.
«Я уже не могла справляться с заказами самостоятельно, и встал вопрос о найме сотрудников, – вспоминает она. – Проекту нужны были менеджеры по заказам, маркетологи и собственно дизайнеры. Еще два года были посвящены поиску сотрудников и выработке собственного стиля управления людьми. При этом опыт оказался довольно интересным… Была и кража сотрудниками дохода компании, и другие неприятности, связанные с неоправдавшимся доверием».
В результате, вопреки негативному опыту сформировалась команда людей определенного склада, где все сотрудники обладают схожими качествами – это одаренные интроверты, не имеющие болезненных амбиций, девушки в возрасте 28-35 лет.
Фактически, по словам Авроры, ее студия является гибридом биржи фрилансеров и студии дизайна полного цикла. Все сотрудники работают удаленно, а их места жительства разбросаны по всему миру. Это Россия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Чехия, Португалия… В постоянном штате – шесть человек, остальные привлекаются по мере надобности. Бухгалтер – на аутсорсинге. Компания не имеет офиса, не ведет телефонные переговоры, а весь рабочий софт и техника принадлежат сотрудникам.
Насколько бизнес и насколько не бизнес
«Переход в бизнес-сферу не навредил социальному вектору студии, – отвечает предпринимательница. – Мы сохраняем доступную цену, выгодную для микробизнеса и некоммерческого сектора. Сегодня я принимаю уже не такое участие в жизни студии, как раньше. У нас есть генеральный директор, и это не я. Но если поступают просьбы о заказе без финансирования для действительно полезного проекта, я занимаюсь им сама».
На самом старте бизнеса была заложена идея доступной помощи НКО. И если мы не будем придерживаться ее, студия просто прекратит существование!
При этом речь идет о вполне успешном и прибыльном предприятии. Правда, цифры по доходам и расходам наша собеседница называть не стала. Отметив только, что студия сейчас стремится не к финансовому успеху, а к расширению штата.
В ближайшей перспективе – создание нескольких рабочих мест для людей, у которых в принципе нет возможности находиться в офисе. Речь идет и о людях с ограниченными возможностями здоровья.
А масштабировать ли проект дальше или оставаться в рамках Петербурга и «не портить себе нервы», предприниматели еще не решили.
Препоны и конфликты
Активных контактов и серьезных трений с государственной машиной у «СпасибоАврора» сейчас нет. Однако некоторые заказы они получают как третьи лица — исполнители госзаказов.
«Комитеты и грантодатели про нас не знают, но имеют продукт именно от нашей студии», – поясняет Аврора Батырева.
Девушка добавляет, что когда-то у нее была мечта – взять грант и заниматься исключительно некоммерческим сектором Петербурга.
Им просто нужна помощь. Порой их визуальная часть, а соответственно и имидж находятся на уровне «наш охранник нарисовал нам логотип маркером»…
Однако несколько попыток подать документы на государственные субсидии не принесли результата. А долгосрочное сотрудничество у студии вышло лишь с иностранными госучреждениями, представительствами Израиля, Швеции и Германии.
«Российская система госзаказов очень шаткая и непродуманная, – комментирует Батырева. – Исполнителями в результате являются третьи лица, и нет никаких гарантий честной сделки. У нас был даже судебный прецедент с одной из государственных структур по поводу невыплаты средств».
Но не обходится без конфликтов и в работе с третьим сектором.
«Бывает, мы просто уверены в продукте, который создан по брифу клиента. Но клиент считает нашу работу халтурой, говорит – это не то, что он хотел. Если у заказчика очень специфический вкус и набор определенных стереотипов, тут мы уже и как психологи бессильны, в голову к человеку не залезешь. Но для «обнуления» негатива у нас есть специальное предложение. Мы возвращаем часть средств за работу, оставляя только финансовый процент на оплату труда дизайнера», – делится Аврора Батырева.
Сопричастность
По словам Авроры Батыревой, логотипы, как лицо бизнесов и проектов и в коммерческом, и в некоммерческом секторах будут нужны всегда. Безликий продукт трудно описать и представить публике, им трудно завоевать ее доверие.
«Многие НКО существуют с нашим дизайном. Это 2Ночлежка», Фонд профилактики рака, Фонд помощи детям «Теплый дом», волонтерская служба, Туристический городской центр, фонд «АдВита», Израильский культурный центр, Институт Гете, «Перспективы», фонд «Алеша», добровольческое агентство, арт-центр «Гаркундель», проект «Живая библиотека», «ДоброПочта», фабрика «Тибож» по производству обуви, сделанной особенными людьми, – перечисляет она. – Кроме того, это городские праздники и мероприятия благотворительной направленности: День яблок, «ДоброПикник», День донора, Доброфорум, молодежные форумы, «Открытая карта». Может быть, мы не сделали столько, как эти организации, но мы чувствуем сопричастность к тому, что они делают, и для нас это повод для гордости».
А лучше всего тезис о помощи посредством дизайна иллюстрирует недавняя история с бездомным экскурсоводом Вячеславом Раснером, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Волонтеры помогли ему запустить проект «Прогулки с Раснером», и сейчас в одноименной группе в «ВКонтакте» состоят уже 5,5 тыс. участников. Студия Авроры оформляла страницу проекта в соцсетях и сделала «рабочий инструмент» – табличку, с которой Вячеслав Романович собирает группы экскурсантов.
«Благоприятные изменения в судьбе этого человека – не наша заслуга, но приятно, что и мы были причастны к действительно ощутимому доброму делу», – комментирует дизайнер.