Волонтерство самодостаточно
Год добровольца (волонтера), повышенный градус политической активности, государственный интерес к позитивной занятости школьников и молодежи, а может и что-то еще — все это порождает в умах чиновников и сотрудников бюджетных учреждений и руководителей окологосударственных молодежных объединений жуткую гидру, мифического монстра — идею о том, что волонтерство может быть средством, что оно может быть нагружено какими-то выгодными для чиновников и молодежных работников смыслами и целями.
И эту гидру они успешно «продают» вышестоящему начальству. Мол сразу убьем двух зайцев, а то и больше. И, к примеру, снег будет убран и дети воспитанные. Выглядит красиво и заманчиво. А главное дешево. Волонтерство нынче модно, многие увлеклись, вот пусть за свой счет и идеологически прокачивают, и воспитывают подрастающее поколение, и социализируют трудных детей, и реабилитируют наркоманов, и дают досуг молодым.
Хочу сказать громко, так, чтобы все министерства и все правительство и даже президент услышали: НЕТ! Это невозможно. Волонтерство — это про реальные добрые дела, про ощутимый результат. Нагружать дополнительными смыслами и задачами не получится.
Волонтерство – не отдел по воспитательной работе
Как бы это ни прозвучало цинично — а я думаю, что в контексте всего сказанного мной ранее о волонтерстве я могу сказать то, что скажу: волонтерство скорее похоже на производство, на цех, на конвейер, а не на отдел по воспитательной работе, или армию в мирное время, или политическую партию. Волонтерство не производит заданные смыслы и не задает некий «потенциал». Оно в режиме онлайн без какой-либо аккумуляции воплощает смыслы, уже «созревшие» в людях, в реальные добрые дела.
Суть волонтерства можно описать фразой, которую когда-то наше добровольческое движение «Даниловцы» выбрало для себя: «От доброй воли к доброму делу!». Логика волонтерства проста — человек хочет сделать доброе полезное ощутимое дело, и он его делает. Всё. Ничего более.
Да, производными волонтерства могут быть и воспитательный эффект, и реабилитацонный, и психотерапевтический, и учебный и даже экзистенциальный или религиозный. Но это лишь возможные производные, тогда как дела – это неизбежный результат.
Очень важно понимать, что волонтерство не может быть производной никакой идеологии и религии. Волонтерство не может быть воплощением какой-либо внешней по отношению к человеку-волонтеру силы. Оно всегда воплощение внутренней силы воли, того деятельного устремления к добру, что исходит из сердца человека.
И дело даже не в том, что мне не нравится идеологизация чего-либо (а она мне, и правда, не нравится), а в том, что сама логика волонтерства, сама социальная технология не предполагает там идеологию. Помните, в школе мы проходили квадратные уравнения? Ну нет в них синусов или логарифмов. Нет. Есть отдельные логарифмические или тригонометрические уравнения. И они по-другому решаются. Есть и смешанные уравнения с синусами и логарифмами и разными степенями, но они решаются сложнее всех, а порой и не решаются.
Опять же, все просто. Вам нужен качественный результат? Тогда вкладывайтесь в труд и в то, что способствует труду, и отметайте все лишнее. Это волонтерство. Хотите чего-то иного, вкладывайтесь в иное, но тогда ощутимого результата труда не будет.
Что предполагает «технология» волонтерства?
- Запрос (не важно от кого) на конкретное доброе дело. Посадить дерево, убрать мусор, отремонтировать крышу в доме престарелых, помочь инвалиду на прогулке, поиграть с ребенком в больнице, побыть рядом с умирающим.
- Это дело имеет смысл и пользу. Деревья нужны, чтобы был парк, где горожане будут гулять. Целая крыша — чтобы стариков не заливало. Игра с ребенком помогает малышу преодолевать непростые дни в больнице. Быть рядом с умирающим – это преодоление одиночества и брошенности в последние дни, часы, минуты.
- Волонтер — это каждый из нас. Он (каждый из нас) имеет три часа свободного времени и свою добрую мечту. Это весь наш ресурс. И это не мало.
- Смысл доброго дела должен быть понятен конкретному волонтеру и созвучен его доброй мечте.
- Нужна минимальная краткая подготовка волонтера к делу, чтобы он смог эффективно и безопасно довести его до конца.
- Нужен куратор работы, на котором лежит большая часть ответственности за подготовку и за саму работу.
- Труд волонтера должен быть организован так, чтобы волонтер ясно понимал свою задачу и имел все необходимое для работы.
- Дело волонтера должно быть результативным!
- После своей работы волонтер должен увидеть результат труда и суметь соотнести его со смыслом и своей мечтой.
- Волонтер нуждается в возможности для обратной связи, нуждается в благодарности и поддержке.
Вот и вся «технология». Тут даже нет пресловутой «мотивации», в смысле «замотивировать волонтера». И тем более тут нет идеологии.
Хотите чего-то другого? Оставьте волонтерство в покое
Хотите воспитывать детей и молодежь? Хотите вырастить культурных и образованных людей? Реализуйте педагогические и воспитательные программы, в которые могут быть встроены и труд и помощь ближним. Да, такие программы – дело сложное и требуют профессионализма и денег. Но зато в результате они воспитывают. Не стоит в этом случае ждать суперрезультатов от волонтерского труда. Их достижение не главное, труд в этом случае – средство для воспитания.
Хотите идеологической прокачки? Желаете мобилизовать патриотов своей страны и выступить единым политическим фронтом? Это вполне решаемая задача. Опытных в этом людей немало. Полезны ли тут добрые дела? Безусловно. Возможен ли патриотизм без деятельной ответственности за свой дом, свой город, свою страну? Нет. Но, опять же, дела тут не главное…
Хотите социализировать трудных детей, реабилитировать бывших наркоманов? Отлично. Реализуйте программы по социализации и реабилитации. Без профессионалов и денег тут тоже не обойтись. Да, элементом таких программ может быть общественно полезный труд. Правда, и в этом случае результативность — дело второе по отношению к выбранной цели.
Хотите, чтобы дети и молодежь не болтались по улицам, не криминализировались, не увлекались психоактивными веществами? Это можно устроить, создавая досуговые, учебные, творческие программы. И тут добрые дела могут быть подспорьем и кому-то придутся по душе. Но местом притяжения и главным смыслом будет все же нечто иное — некое пространство доверия и принятия, возможность самореализации, личной прокачки и т.д. Разовые волонтерские акции и дела в этом контексте важны, но все же вторичны.
Итак, организаторы волонтерской деятельности берут на себя ответственность за нее, то есть за дела волонтеров и результат их труда. Но они не берут на себя роли педагогов, идеологов, политических вождей, духовных руководителей, терапевтов, реабилитологов, ведущих творческих кружков и т.д. Каждый человек, занимающийся волонтерством, может, конечно, решать при этом дополнительные, свои личные задачи, если они для него актуальны. И организаторы волонтерской деятельности могут ему в этом помочь, если захотят. Но не более. Это зона ответственности самого волонтера.