Школа — не только уроки
«Моя история знакомства с казанским центром «Достижения молодых» — давняя и довольно нетривиальная. Когда я еще училась в школе, учитель экономики предложила нам поучаствовать в программе «Школьная компания» — создать свою маленькое учебное предприятие. В формате практикума по экономике мы стали делать рамки для фотографий – деревянные, классические и обтянутые текстилем», – рассказала АСИ Ляля Бикчентаева.
«Мы написали свой первый в жизни бизнес-план, запустили «производство», нарисовали рекламный плакат гуашью на ватмане. Мы развивали свой маленький бизнес, изучая на практике и финансы, и маркетинг, и стандарты деловых презентаций. На первой, как было положено в советской школе, спели хором…»
Оказалось, что это не просто «местечковая» игра, а целая программа. Школьные компании есть во всем мире.
«В итоге участие в деловой игре предопределило выбор профессии для всех моих «партнеров по бизнесу». Для меня это и вовсе стало судьбой. Закончив школу, я осталась преподавать программу в своей гимназии в формате кружка. Затем помогала с организацией мероприятий как волонтер. В 2009 году я стала директором организации», — говорит Бикчентаева.
За почти 10 лет работы программа прошла большой путь. В начале обучение предпринимательству считали «эксплуатацией детского труда». Но в итоге с больших трибун стали говорить о том, что учить детей бизнесу важно и нужно. Но у учителей часто нет компетенций, чтобы передать детям понимание, чем маркетинг отличается от менеджмента, как важно ставить цели и брать на себя ответственность.
От кочевников к оседлой жизни
Много лет казанский центр «Достижения молодых» работал в формате «кочевников». Все мероприятия, лагеря и семинары проходили на чужих площадках. Но в прошлом году «повзрослели» до собственного офиса. Школьным компаниям Казани, а их больше 50-ти, стало важно найти место для постоянных мероприятий. Место, где они могли бы проводить лекции, шоурумы с товарами школьников. Место, куда ребята могли бы приходить и работать над проектами вне школьной атмосферы.
Так появился первый детский коворкинг. В коворкинге не реже раза в неделю собираются увлеченные предпринимательством школьники. Здесь проводятся семинары для школьных компаний. Ребята знакомятся с маркетингом и финансовым менеджментом, работой в соцсетях, управлением.
«Наша главная цель — передавать «резидентам» компетенции, которые впоследствии будут востребованы в работе. Научить их проектному менеджменту, стандартам бизнес-презентации, бизнес-планированию. Главное — вырастить основную предпринимательскую компетенцию «брать и делать». Именно поэтому мы не просто рассказываем детям теорию. Все наши подопечные ведут работу школьных компаний, для них знания — это инструменты для развития своего проекта», — поясняет Бикчентаева.
Команда и дети
Команда проекта пока небольшая. В нее входят сама Ляля Бикчентаева и администратор Катя — тоже выпускница программы «Школьная компания».
«Но дополнительно мы привлекаем много других спикеров, волонтеров, наставников для наших мероприятий — это все чудесные люди и классные профессионалы, которые разделяют наши ценности, верят в то, что мы делаем», — добавляет Бикчентаева.
«Я по-хорошему влюблена в свое дело. Каждый год вижу, как в сентябре к нам приходят «хлопающие глазами» дети, но уже в мае это уверенные в себе и яркие предприниматели. Они легко рассказывают о своем бизнесе, оперируют экономическими терминами, общаются с прессой и аудиторией. Я вижу, как у меня на глазах растут новые люди, растут как личности и профессионалы. Это круто!».
Социальная ответственность детского бизнеса
Раз в неделю по четвергам в коворкинге проходят образовательные семинары или встречи с предпринимателями. Тогда ребят собирается до 50-ти человек. Самая горячая пора — подготовка к мероприятиям и сами мероприятия. В декабре, например, проводилась новогодняя благотворительная ярмарка школьных компаний. Собрались 27 разных школьных команд. Ребята продавали свою продукцию, и часть выручки команды отдавали на благотворительность. В итоге дети собрали больше 100 тыс. рублей на лечение мальчика, который борется с онкологией.
Каждая школьная компания производит уникальный продукт, реализует его на ярмарках, в соцсетях, в школе. Их продукция — это текстильные куклы с наполнителями из трав, куклы-тильды, дизайнерские украшения, сувениры из полимерной глины.
«Весна для нас, как для всех «образованцев», — это завершение учебного года. В марте мы провели финальный слет школьных компаний Республики Татарстан. Каждый показал презентации, интервью, стенды на ярмарке. Лучшей оказалась команда из города Болгар. Ребята отправились представлять Россию и Татарстан на международных соревнованиях в Риге».
«Засовывают в слайды максимум текста»
С противоположной стороны — косная, почти «советская» система нашего образования.
«К сожалению, система образования сегодня оторвана от экономики. Дети не учатся ответственности за себя и окружающих, не умеют работать в командах. Они тяжело понимают суть проектного менеджмента и почти не общаются со взрослыми, кроме учителей. Наши программы призваны этот провал заполнить. Многие наши выпускники пишут: «Для работы участие в коворкинге оказалось полезнее, чем 11 лет в школе и пять в университете», — рассказывает Бикчентаева.
Современная школа не учит делать хорошие презентации и ярко выступать, донося свои мысли. Нет примеров ни хорошего дизайна, ни интересных коротких выступлений. Учителя «засовывают» в свои слайды максимум текста». А типичные школьные мероприятия сводятся к стихам или песням.
«В наших программах презентации — это один из важных конкурсных форматов. Даже просто освоив один этот навык, ребенок становится конкурентоспособнее на рынке труда».
Тусовки в коворкинге
Для рекламы Первого детского коворкинга используются как бесплатные маркетинговые инструменты, так и административные ресурсы. Школа — все-таки инертный институт. Есть отдельные муниципальные районы и города, где общение со школами начинается со знакомства с завучами и директорами.
«Чтобы команды продолжили работать, задержались в нашем проекте, мы всячески возобновляем их интерес и конкурсами, и семинарами, и тусовками в нашем коворкинге», — говорит наша собеседница.
На ЕГЭ жизнь не заканчивается
«Наша главная проблема (но и конкурентное преимущество!) в том, что мы не госпроект, который спустили школам с пометкой «обязательно участвовать». К нам приходят по настоящему увлеченные дети и заинтересованные учителя. Но, конечно, не всякий директор готов поддержать такую инициативу. В школах с современными директорами школьные компании работают очень эффективно. Директор понимает, что на ЕГЭ жизнь детей не заканчивается, важно чтобы они в будущем стали профессионалами. Но есть те, кто считает это лишним, и кружковые ставки распределяет в пользу дополнительных часов ЕГЭшных предметов», — поясняет наша собеседница.
Хайп и конкуренты
По словам Ляли Бикчентаевой, тема предпринимательских курсов сегодня откровенно «хайповая». Соцсети пестрят предложениями научить бизнесу, франшизам, предпринимательству. На YouTube сотни блогеров снимают себя на фоне моря и пляжа. Они готовы научить любого, стоит только подписаться или оплатить курс.
«Но, увы, чаще это мошенники или манипуляторы. К предпринимательской деятельности, по статистике, склонны 3-4% населения в мире. Предпринимательство — это не только готовность рисковать, это умение риски просчитывать, управлять проектами, брать на себя ответственность за других людей. В предпринимателя нужно вырасти — этот рост начинается не с дивана. Мы не обещаем детям ни пляжей, ни дорогих машин, а заставляем думать и предлагаем начинать действовать, а это звучит уже не так заманчиво…», — улыбается Бикчентаева.
В запуске проекта, помимо упомянутого Фонда президентских грантов, приняли участие ПАО «АК Барс Банк» и Группа компаний «АК Барс Девелопмент».