В России зарегистрированы примерно 220 тысяч некоммерческих организаций и хорошо, если хотя бы пятая часть из них работает активно. При этом часто возникает вопрос: «Зачем нам вообще так много НКО?» Недавно мы с коллегами побывали во Франции, где познакомились с работой местных некоммерческих организаций и существующей системой господдержки. Так вот: во Франции, население которой в два раза меньше российского, зарегистрировано 1,3 миллиона НКО. Так что у нас еще есть большие ресурсы для институциональной гражданской самореализации.
Оказалось, что во Франции большая часть НКО — 24,4% — работают в сфере спорта и 20,5% — в сфере культуры. Речь не о профессиональном спорте и культуре, а о том, что мы называем секциями и кружками. Чаще всего это организации внешкольного досуга, которые ведут деятельность по социализации детей, работают с трудными подростками. С помощью этих организаций и взрослые люди тоже получают возможность активно провести свободное время.
В России же «спортивные НКО» — это прежде всего крупные спортивные профессиональные федерации, которые получают значительную господдержку. Но это другая история. Профессиональный спорт важен, но он не заменяет вовлечения простых граждан в физическую активность. Мне кажется, что этой сфере и нам нужно будет уделить больше внимания.
В России мы много говорим о профессионализации НКО и о том, что третий сектор – это потенциальный рынок труда. Если честно, для нас это пока лишь некий ресурс, наша надежда на будущее. В реальности рабочих мест в НКО мало: по данным Росстата за 2017 год, в некоммерческом секторе работало всего 630 тысяч человек – менее 1% от трудоспособного населения. Во Франции эта цифра составляет 5% – 1,8 миллиона рабочих мест. Интересно, что в тех НКО, которые мы посещали, работают люди разных возрастов. На мой взгляд, это важно с точки зрения взаимной поддержки, обмена опытом, компетенциями. Старшее поколение дает свой опыт, взвешенность при принятии решений, а молодежь – энергию и творчество. Если наш сектор будет активно развиваться дальше, то он тоже станет очень перспективным рынком труда.
У французов достаточно сильно развита система государственной поддержки.
Многие процессы выстроены как у нас, но во Франции они появились гораздо раньше. Когда мы посетили мэрию Парижа, иногда казалось, что мы находимся в Комитете общественных связей Москвы. У них тоже есть сеть районных ресурсных центров, предоставляют субсидии, оказывают образовательную и консультационную поддержку. Есть во Франции и аналог нашей Общественной палаты – Совет по вопросам экономики, общества и окружающей среды, который очень заинтересован в развитии сотрудничества с Россией.
Много интересного происходит и на республиканском уровне. Они решили унифицировать поддержку НКО по всей стране и сделать единую электронную базу данных организаций, получающих помощь от государства. Такая задача поставлена и у нас – аналогичная база данных будет создана на площадке Фонда президентских грантов. Но они пошли еще дальше и решили, что по всей стране НКО будут подавать заявки на бюджетное финансирование и готовить отчеты по единой форме. Это должно облегчить работу и сделать сопоставимыми их проекты и результаты. Мне кажется, это хорошая идея и нам тоже стоит об этом задуматься.
Интересно, что на республиканском уровне во Франции выдается два типа субсидий: средства на развитие организаций, которые хотят расширить деятельность, и субсидирование некоторых ставок в НКО. Воспользовавшись такой субсидией, НКО может получить софинансирование определенного количества ставок. Такие субсидии выдаются, учитывая минимальный размер оплаты труда, что не может превышать 7 тысяч евро на человека в год.
Более трети всех взрослых граждан Франции – волонтеры. При этом 35% волонтеров – старше 65 лет, а 25% – в возрасте 35-49 лет. У нас также развивается «серебряное волонтерство», но эта сфера все равно в первую очередь ассоциируется с молодым возрастом. На примере других стран мы видим, что люди старшего возраста – это серьезный ресурс для общественного развития.
Было очень приятно, что нас везде очень хорошо встречали, охотно делились опытом, приглашали к сотрудничеству. У нас непростые межгосударственные отношения со многими европейскими странами, но поддерживать общение на уровне институтов гражданского общества было бы полезно всем.