В апреле в Общественной палате обсуждали, стоит ли включать УЗИ молочных желез в программу обязательных осмотров подростков в возрасте от 12 до 18 лет. Мнения экспертов в этом вопросе расходятся. Научный сотрудник НМИЦ онкологии имени Н.Н. Петрова и Университета Тампере, эксперт Фонда профилактики рака Антон Барчук объяснил Агентству социальной информации, почему нет смысла делать такое обследование в подростковом возрасте, какие образования считаются нормой и каковы факторы риска рака молочной железы.
Нужно ли включать УЗИ молочных желез в программу обязательных осмотров для девочек-подростков или в этом возрасте вполне достаточно пальпации?
Плановые поголовные УЗИ и даже пальпация для девочек-подростков абсолютно не нужны: эти мероприятия принесут больше вреда психическому и физическому здоровью, чем гипотетической пользы.
В этом возрасте при тщательной пальпации, а тем более при УЗИ велика вероятность обнаружить какие-то изменения в молочной железе девочки-подростка, которые в большинстве случаев являются лишь вариантом возрастной нормы и никак не будут проявлять себя в будущем.
Но даже если мы говорим о каких-то доброкачественных опухолях, которые в дальнейшем могут потребовать лечения, то у врачей нет никаких данных о том, что преднамеренное УЗИ или пальпация способны улучшить прогноз заболевания по сравнению с диагностикой по жалобам или симптомам, то есть когда подростка действительно что-то беспокоит и он обращается к врачу сам. С другой стороны, мы точно знаем, что УЗИ способствует большому количеству подозрений, которые выльются в инвазивные процедуры (биопсии), а некоторые — и в бессмысленные калечащие операции.
УЗИ может выявить образование в случае его наличия?
УЗИ покажет образование, но из данных научной литературы мы знаем, что подавляющее число таких образований являются возрастной нормой и не требуют лечения. Смысл обследоваться появляется, если есть подозрения, жалобы, беспокойство. При отсутствии всего этого получается обследование ради обследования. С таким же успехом мы можем сделать любое обследование другого органа и, уверяю, мы там тоже будем находить образования. Более того, все эти обследования в совокупности оказываются вредными.
Часто ли подросткам ставят диагноз «рак молочных желез»?
Это крайне редкое заболевание. В 2017 году в России такой диагноз был поставлен более чем 70 тысячам женщин, при этом только двум из них было меньше 20 лет, и ни одной — младше 14-ти. Это настолько редкое заболевание, что даже эти два случая, возможно, просто ошибка диагностики, и речь идет о другом типе опухоли, метастазах в молочную железу.
Врач-маммолог Марина Травина говорит, что «практически у каждой десятой девочки есть новообразования». Если что-то обнаружили, значит, нужно сразу лечиться?
Если прицельно искать образования, то, я думаю, можно находить их даже чаще, чем у каждой десятой. Вопрос же не в том, чтобы что-то найти, а в том, чтобы выявить серьезное заболевание на ранней стадии и предотвратить его серьезные последствия. Как я уже отметил, рак молочной железы практически не встречается у девочек, так что не совсем понятно, что делать с теми образованиями, которые нашли, зачем их лечить, с какой целью?
Любая опухоль опасна?
Опасны злокачественные опухоли, то есть те, которые способны вызывать преждевременную смерть. Доброкачественные опухоли тоже требуют лечения. Если они достаточно большого размера, то могут создавать косметический дефект или даже каким-то образом сдавливать соседние органы, что может быть опасно. Но речь тут идет о больших опухолях, как правило, их можно обнаружить и без УЗИ еще до того, как они стали опасными.
Есть небольшое количество доброкачественных опухолей, которые повышают риск обнаружения в будущем злокачественной опухоли, но их доля также мала, и обнаруживаются они не у девочек.
Не лучше ли перестраховаться и провести лечение, даже если опухоль не опасна?
Любое лечение и даже диагностика приносит вред здоровью, у любого диагностического и лечебного метода есть свои нежелательные последствия. Даже такое, казалось бы, простое действие, как местное обезболивание при небольшой хирургической манипуляции может привести к серьезным последствиям и даже смерти.
Также нельзя не отметить, что большая доля препаратов по лечению доброкачественных опухолей молочной железы — это либо БАДы, либо гомеопатические средства, то есть это не лекарства, а препараты с недоказанной эффективностью или доказанной неэффективностью. В итоге круг замыкается, мы выявляем то, что не надо лечить, и лечим тем, что не помогает.
Существует ли профилактика рака молочной железы?
Рак молочной железы — это в большинстве случаев болезнь старшего и пожилого возраста. Есть опухоли молодых, где играет роль наследственность, но здесь имеет смысл уточнить, не было ли у кого-то из родственников рака в молодом возрасте и, отталкиваясь от этого, проводить генетическое обследование.
Есть несколько факторов риска рака молочной железы, на которые можно влиять: избыток массы тела, курение, употребление алкоголя, отсутствие достаточной физической активности. Все эти факторы можно модифицировать, тем самым снизить риск рака молочной железы.
Обследование имеет намного больше смысла делать после 50 лет, на данный момент — это маммография. Но программы скрининга рака молочной железы – это довольно сложные организационные мероприятия, которые должны выполнять мультидисциплинарные специалисты, имеющие достаточные компетенции не только чтобы заподозрить, но и наоборот, снять подозрение с минимумом вмешательств. Для скрининга это очень важно.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.