Большой Смоленский проспект в Петербурге находится вовсе не в районе реки Смоленки, нет. Это не слишком оживленная дорога в промышленной части Невского района, где расположены заводы – бывшие и действующие. Территория одного из них огорожена забором из прутьев, а за ней бегают собаки – видимо-невидимо. Там расположен приют фонда «Помощь бездомным собакам», и здесь же все желающие самостоятельно выходить больных животных могут получить ветеринарные технику и оборудование. Сам фонд тоже ими пользуется.
«Для нас это очень удачное сотрудничество, потому что в фонде «Ленькин кот» есть достаточно дорогое оборудование, которое мы себе позволить купить не можем, — рассказывает президента фонда «Помощь бездомным собакам» Кира Никитина. — Мы имеем возможность взять его в аренду. Созданы хорошие условия – быстрая регистрация, с выдачей никаких проблем нет».
Те, кто приходят в ветеринарную клинику фонда, также могут быть благополучателями проекта. Например, животному необходимо ставить капельницу. Его владелец может не приходить в стационар каждый день, а, получив все необходимые инструкции и специальный инфузомат (устройство для инъекций), выполнять их на дому.
Конечно, речь не идет о чрезвычайно сложном оборудовании — всем может пользоваться обычный человек. Очень востребованы клетки, они нужны для выдержки бездомного животного в карантине, да и самой кошке или собаке с улицы позволит привыкнуть к окружающей обстановке. Кроме упомянутых инфузоматов выдаются также специальные насосы, кислородные устройства. Есть также инвалидные коляски, дезинфицирующие излучатели, аппараты для магнитной импульсной терапии. Все эти устройства чрезвычайно востребованы и иногда за приборами выстраивается очередь. Что радует участников проекта – поломок оборудования практически нет.
Идея пришла случайно
Проект по прокату ветеринарной техники и оборудования – одно из основных направлений работы фонда «Лёнькин кот». Сама организация создана по инициативе Валерия Гордина — отца Леонида Гордина, одного из погибших в катастрофе самолета над Синаем. Леонид очень любил животных и помогал им по мере сил. Теперь его дело на новом уровне продолжает благотворительная организация, главная цель которой — создать в обществе гуманное и ответственное отношение к животным и способствовать возвращению с улиц бездомных зверей.
Идея проекта пришла почти случайно. Одному из дружественных приютов нужен был инфузомат. На него удалось всем миром собрать деньги, и устройство уже хотели подарить, но потом в «Лёнькином коте» подумали, что в одном приюте инфузомат вряд ли будет использоваться постоянно, гораздо эффективнее дать доступ к оборудованию многим.
«Первый наш пункт проката мы открыли 29 ноября 2016 года в «Щедрый вторник». Тогда все оборудование мы закупили на средства учредителя фонда, также у нас был спонсор в лице одной семьи, которая внесла значительную сумму. Тогда мы закупили прежде всего переноски для животных, кошколовки, клетки и два инфузомата. Больше нам на тот момент ни на что не хватило», — рассказывает исполнительный директор «Лёнькиного кота» Ольга Карпенок.
Поначалу у организаторов были определенные сомнения: будут ли владельцы животных технику возвращать, вернут ли в сохранности — однако все пошло хорошо. Востребованность оказалась колоссальной. Очень скоро проект привлек новых благотворителей, причем они вносили свой вклад не деньгами, а сразу дарили оборудование: клетки, лампу Вуда (под ее светом можно провести первичный осмотр животного на предмет лишая). Компания-производитель клеток также посильно помогла фонду, делая скидки и даже поставляя запчасти.
«Причем они помогают нам, несмотря на возможный конфликт интересов. Ведь они знают, что мы будем передавать эти клетки разным людям, а это могли быть их клиенты. Тем не менее раз за разом они нам помогают, — говорит исполнительный директор «Лёнькиного кота». — Им просто нравится наш проект».
А дорогой кислородный концентратор (с его помощью, к примеру, спасали эрмитажных котов, пострадавших от пожара в 2018 году) удалось закупить на средства, собранные через платформу Planeta.ru.
Как это работает
В настоящее время в проекте две точки проката: в уже упомянутом приюте фонда «Помощь бездомным собакам» и в частной ветеринарной клинике «Элвет». «Лёнькин кот» заключил с ними соглашения, которые регулируют выдачу техники. Владелец животного или бесплатный приют подписывают уже другие соглашения – непосредственно о прокате оборудования.
Чтобы получить нужный прибор, необходимо связаться с «Лёнькиным котом». Если оборудование свободно, то дальше остается лишь договориться, на какую из двух точек подъехать, получить инструкции и подписать готовый договор. Особый случай – инфузоматы: чтобы их получить, необходимо показать копию назначения врача. Таким образом фонд страхует животных от самолечения.
Ольга Карпенок рассчитывает, что простота процедуры будет способствовать тому, чтобы люди, которые сомневаются в том, «потянут» ли они уход за животным, принимали положительное решение. Такая помощь – дополнительный стимул.
В перспективе для большей оптимизации процесса в «Лёнькином коте» хотят создать мобильное приложение, с помощью которого можно было бы отслеживать, какое оборудование свободно, какое занято, вставать за ним в очередь, а администратору – отслеживать перемещения. Пока вся администраторская работа идет в ручном режиме, и между оплатой труда программиста и обслуживанием имеющейся техники фонд выбирает второе.
Не только животным, но и людям
В 2018 году «Лёнькин кот» впервые получил президентский грант – 1,12 млн рублей. Деньги получены на условиях софинансирования (616 тыс. рублей), сроки проекта – до конца октября этого года. Помимо закупки техники, оплаты ее обслуживания и хранения (а «Лёнькин кот» платит определенную сумму двум организациям-партнерам), средства гранта идут и на информационную работу.
Одна из целей «Лёнькина кота» — снижение количества бездомных животных, поэтому Ольга Карпенок – сторонница отлова животных и их кастрации.
«Есть люди, которые говорят, что это вторжение в природу. Но на самом деле, если вы просто покормили животное на улице, то вы уже вторглись в природу. В городе уже не действуют те законы природы, что в дикой природе», — убеждена она.
Отдельная тема – помощь животным с инвалидностью. Первая задача – повышение мобильности таких собак и кошек. Вторая, более общая, — развитие инклюзии среди людей. Как ни странно, именно на примере животных люди могут стать восприимчивее к проблеме инвалидности среди них самих, считают в фонде.
«Огромная проблема — это разрушение социальных связей при инвалидности. И во многом это связано не только с тем, что людям трудно выбраться из дома, но и с тем, что не все из них отваживаются на это, они стесняются появляться на людях. Они становятся невидимыми. Однако у животных такого нет. Животное в коляске не стесняется и может стать отличным примером того, что, будучи в коляске, можно быть счастливым», — уверена Ольга Карпенок.
На средства, привлеченные в качестве софинансирования гранта, «Лёнькин кот» закупил пять больших колясок для собак. На очереди – средние и маленькие.
Наконец, президентский грант предусматривает подготовку методички для волонтеров, в которой будет рассказано, как обращаться с бездомным и (или) больным животным, как помочь ему и при этом обезопасить своих домашних питомцев. Черновой вариант методички уже готов и проходит обсуждение с экспертами и волонтерами.
Социальная франшиза
Две точки проката не могут удовлетворить потребности всего города. Но замыслы фонда гораздо шире. «Лёнькин кот» готов поделиться своими наработками со всеми желающими, чтобы аналогичные проекты появлялись в других регионах. Шаблоны всех документов фонду помогли составить профессиональные юристы из Центра развития некоммерческих организаций.
«Это формы, которые максимально все продумывают. Можно просто написать нам, и мы отправим все формы договоров, а также расскажем о собственном опыте: как у нас это работает, в чем есть риски и чего не стоит бояться», — говорит Ольга Карпенок.
Она уверена, что, помогая помогать животным, можно сделать жизнь лучше. И людей, и братьев меньших.