Благотворительный фонд «Детская больница» при Детской городской клинической больнице № 9 имени Г.Н. Сперанского существует с 2001 года. С этого же времени работает психолого-педагогическая служба на территории ДГКБ № 9, в ожоговом центре, где лечатся дети из всех регионов России.
«В нашей больнице находится крупнейший в России ожоговый центр и в течение последних десятилетий активно развивается лечение и реабилитация. Благодаря этому стало выживать гораздо больше детей с большой степенью ожога тела, — рассказала Татьяна Воробьева, координатор программ фонда «Детская больница». — Врачи делают все возможное, чтобы восстановить их здоровье. Но тем не менее, детям сложно, и они нуждаются в психологической реабилитации».
По словам Татьяны Воробьевой, ожогу, как правило, предшествует какое-то страшное событие: взрыв, пожар. Это происшествие само по себе очень травмирующее, к нему добавляется еще и продолжительное лечение ожогов, болезненные процедуры.
«Дети испытывают сильную физическую боль: частые перевязки, многочисленные операции по пересадке кожи. После того как ребенку сделали операцию, у него начинают расти ожоговые рубцы, которые требуют постоянного лечения. В общем, когда ребенок лежит в ожоговом центре — это большой стресс для него и его родителей. А пациенты ложатся в больницу практически каждые полгода в течение нескольких лет».
Ожог часто несет за собой кардинальные изменения внешности. У ребенка появляются комплексы. Поскольку дети с ожоговыми травмами много времени проводят в больнице, они теряют интерес к активной физической деятельности, нарушается социальная коммуникация, им трудно и общаться со старыми друзьями и заводить новые знакомства.
«Очень сложно возвращаться к привычной жизни после того, как меняется внешность, — поделилась Татьяна Воробьева. — Подростки перестают верить в свою привлекательность. Им кажется, что если изменилась внешность, то полностью изменилось и отношение людей к ним. Им трудно возвращаться в школу, они замыкаются в себе. У родителей появляется чувство вины, что они допустили такую ситуацию. И в этом случае тоже требуется помощь психолога».
Психологическая поддержка
Психолого-педагогическая служба помощи детям с тяжелой ожоговой травмой работает в стационаре ежедневно. Кризисная поддержка оказывается с самого первого момента поступления семьи в больницу.
Психолог начинает общаться с семьей и пациентом сразу, сопровождает на подготовительном этапе к операции, а затем во время реабилитации.
Педагоги стараются организовать досуг пациентов, проводят игровые и арт-терапевтические занятия. К тем, кто еще по состоянию здоровья не может посещать игровые комнаты, педагоги приходят в палату: вместе играют, рисуют. Все занятия строятся, исходя из возможностей и потребностей ребенка.
«А после выписки из больницы мы организуем детские клубы, где бывшие пациенты ежемесячно встречаются и общаются, посещают экскурсии, вместе отмечают праздники и участвуют в спортивных соревнованиях», — рассказала сотрудник фонда.
Два раза в год проводятся выездные лагеря, куда дети едут в сопровождении педагогов и психологов.
«Поскольку наша программа продолжается очень долго, есть подопечные, которые более 10 лет назад получили ожоговую травму и остаются с нашим фондом. У нас есть одна девушка, она участвует во всех наших мероприятиях, ездила постоянно в лагеря. Теперь она стала волонтером. Ездит в лагерь в качестве вожатой. Сейчас учится на ветеринара. Несмотря на ее тяжелый жизненный опыт — ожог с осложнениями, она справилась с этим».
Причины ожогов
«Большая часть ожогов — бытовые, но именно тяжелые травмы, как правило, происходят в результате шалостей. Частые истории, когда подростки могут плеснуть бензином в костер. Бывает, что в костер бросают найденные патроны. У малышей — оставленные без присмотра горячие чашка, чайник, кастрюля. Но самая частая причина ожогов — это взрывы газа в частных домах», — рассказала Лариса Горшкова, заместитель директора фонда.
Другая частая причина ожогов — жидкость для розжига. Неправильно пользуются ей на пикнике или просто оставляют возле костра. У таких пациентов обычно очень страшные травмы. «Мы призываем быть как можно более аккуратными в использовании жидкости, а лучше вообще ее не использовать», — подчеркнула Лариса Горшкова.
Последствия ожогов
При сильных ожогах организм настолько включает все свои ресурсы, чтобы победить его, что очень часто обостряются многие хронические заболевания. И инвалидность, и болезни могут возникнуть как косвенное следствие ожога.
О фонде
Учредители фонда — руководители различных подразделений больницы. Однако фонд помогает не только ожоговому центру, но и другим отделениям больницы. В организации, помимо социально-психологической программы помощи, существует медицинская программа. Она включает в себя помощь в приобретении оборудования для больниц. А также средств для послеожоговой реабилитации. Фонд закупает индивидуальные реабилитационные материалы на силиконовой основе — это помогает размягчать послеожоговые рубцы, из-за чего можно избежать дополнительных хирургических операций. Эксперты считают, что реабилитация должна начинаться с первых дней после ожога. Тогда восстановление происходит намного быстрее.
Кроме того, фонд оплачивает подопечным компрессионную одежду. Ее нужно носить после того, как сделали операцию и кожа зажила. Одежда не дает разрастаться рубцам, размягчает их. А также помогает избежать лишних операций впоследствии, сохранить подвижность суставов.
Проект «Социальная интеграция детей-инвалидов с тяжелой ожоговой травмой» получил грант Президента РФ по направлению «Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан». Спецпроект «Победители» Агентства социальной информации рассказывает о некоммерческих организациях, которые стали победителями конкурса Фонда президентских грантов. Герои публикации выбираются на усмотрение редакции. Мы рассказываем самые интересные истории из разных регионов России от организаций, работающих в различных направлениях социальной сферы.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.