FusioNNow – международный культурный проект, который реализуется при поддержке компании «Норильский никель». Проект принял эстафету у прошлогоднего конкурса Follow Up Siberia!, открывшего для семи иностранных тревел-блогеров города Таймырского полуострова.
Победители конкурса 2019 года тоже отправляются в заполярные путешествия: Ethno Fashion Tour и Polar Night Tour.
16 ноября, за две недели до наступления полярной ночи, начался Ethno Fashion Tour, посвященный этнической моде Таймыра. Восемь финалистов конкурса из разных точек мира отправились в экспедицию, чтобы побывать в Дудинке и Норильске, посетить этнический фестиваль «Большой Аргиш», познакомиться с культурой коренных малочисленных народов Севера.
Хранители прошлого
В Дудинке напротив Дома народного творчества разбито стойбище «Таймырская ойкумена» – пять чумов, по числу коренных народов Таймырского полуострова (долганы, нганасаны, ненцы, эвенки и энцы). Это площадка для знакомства гостей из Португалии, Саудовской Аравии, Египта, Омана, Мексики, Великобритании, Киргизии с заполярным бытом и культурой.
В каждом чуме — представители одного таймырского этноса. Домашний очаг у таймырских народов хранят женщины. Они и встречают гостей, рассказывают сказки, говорят о традициях своих предков, поют на местных языках. Пахнет рыбой, оленьей шерстью и огнем.
На площади перед домом народного творчества — обряд посвящения в таймырцев: участники экспедиции кормили огонь, стучали в шаманский бубен и пили воду из священного озера, из которого по легенде рождается северное сияние.
Согревались в Таймырском доме народного творчества, он же «главный чум Таймыра». Здесь работают художники, резчики по кости и дереву, собиратели фольклора.
Ненка Анна Яроцкая, долганка Марина Ярославцева и нганасанка Светлана Аксенова показали национальные костюмы, которые сшили сами, рассказали, откуда модельеры черпают вдохновение за Полярным кругом.
Традиционная женская одежда у нганасан – распашная узорчатая парка из оленьей шкуры. Но Светлана Аксенова показывает современные платья в этническом стиле. Одно из них называется «След оленя». «Я стояла у окна, на улице поземка, и почему-то переключилась куда-то в детство и там увидела – как раньше, в детстве, едешь на оленях и видишь след одинокого оленя», – рассказывает мастерица.
Свои работы в Дудинку привезли и иностранные участники. Хадиджа Мостафа из Египта перенесла на одежду этнические узоры, которые обычно используются в архитектуре и декоре для свадеб и поминок. В своей новой коллекции она хочет соединить египетские и таймырские мотивы.
Украшения и аксессуары с мексиканскими рисунками показала Лили Карийо из Мексики. Крохотные серьги и браслеты, расшитые цветным бисером, сильно резонируют со строгим орнаментом северян.
«Этот тур нечто абсолютно новое для меня: от материалов, которые используются в костюмах, до цветов. Мне очень понравилось, как современные дизайнеры интерпретируют древнюю культуру, люди здесь очень креативные», – считает Лили Карийо.
Без слов
Знакомство с северной культурой для финалистов FusioNNow продолжает Таймырский краеведческий музей. Здесь хранится костюм и ритуальные предметы последнего нганасанского шамана Тубяку Костеркина, он сам передал их музею незадолго до смерти в 1989 году. Это единственное, что нельзя фотографировать в музее. Перед витриной, по словам музейной хранительницы, до сих пор появляются записочки от посетителей: они просят шамана помочь. Рядом транслируется видеозапись камлания — шаманского ритуала.
Шаманы проводили ритуалы для удачной охоты, могли найти пропавшие вещи или вора, вылечить заболевшего. Их, бывало, боялись даже в собственной общине.
На выставке «И след простыл…» — деталь оленьей упряжки, нарты, колотушка для бубна, серьги, кисет для табака… Мелочи, имеющие особое значение для людей Крайнего Севера, показывают как неотвратимо уходят традиции, как растворяется самобытная культура таймырцев. Из пяти этносов до сих пор кочуют по тундре только ненцы.
В Норильском заполярном театре драмы имени Владимира Маяковского участникам показали «Сны белой зимы». Пластический спектакль соединяет танцы, кукольный театр, световые проекции, ритм бубна, шаманские напевы — чтобы рассказать космогонические мифы народов Таймыра. «Несмотря на то, что представление было без слов, я смогла почувствовать эмоции и главную идею, я ощущала себя вовлеченной. И даже заплакала в конце. Как мексиканка, я очень открытая и эмоциональная», – говорит Лили Карийо.
Немного модной аналитики
Студия Solstudio Textile Design показала в Таймырском краеведческом музее серию платков, созданных для «Норникеля»: рыжая расплавленная медь, цветные фасады домов, снег — так дизайнеры видят Норильск.
Но главный тренд сейчас — не индустриальный принт, а экологический, подчеркивает Александра Калошина, тренд-аналитик, основатель Solstudio Textile Group, создатель бренда Radical Chic. Цветочный или анималистический принт, узоры, имитирующие мрамор, сюжеты, связанные с верховой ездой, охотой — все это, по прогнозам Калошиной, будет в центре внимания зимой 2021 года. Крен в экологичность будет наблюдаться и в выборе материалов: растет спрос на ткани из конопли, крапивы и даже из апельсиновой кожуры.
«Большой Аргиш»
Фестиваль «Большой Аргиш» завершил оба дня экспедиции. Он проходил на главных площадях Дудинки и Норильска. Во время ледяного мэппинг-шоу на здания проецировали иллюстрации к сказкам пяти северных народов – о добре, любви и северных оленях. Выступал танцевальный коллектив «Хейро», под его оглушительные этнические мотивы двигались, пытаясь согреться, горожане, собравшиеся на праздник. Суровый нрав городов Заполярья ненадолго смягчился.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.