Андрей, вы хорошо знаете, что происходит в разных регионах и в экономическом плане, и с гражданским обществом. Давайте поговорим о специфике Курганской области. На пленарном заседании губернатор области Вадим Шумков открыто заявил, что с экономикой все, мягко говоря, не очень хорошо. Крупного бизнеса особо нет.
Ситуация в Кургане непроста, но она не так чрезвычайна, как может некоторым показаться. Мне сразу вспоминается фраза, которую я услышал в Омской области, где мы проводили стратегическую сессию. Там прозвучала формула: «НПЗ (нефтеперерабатывающий завод) для нас не есть хорошо. То, что мы основные ресурсы черпаем из одного источника – это плохо. Но Омск без НПЗ – это Курган».
Это у соседних регионов создался имидж Курганской области как зоны бесконечной депрессии. Сложилось представление как о каком-то почти дне, что не совсем соответствует действительности.
Просто нужно иметь в виду, что окружение Курганской области – это регионы с очень высоким уровнем экономического развития с уровнем ВРП (валовый региональный продукт) на душу населения, они если не в десятке лидеров, то в двадцатке-тридцатке из всех российских регионов. Только на этом фоне Курган выглядит так плохо, как его малюют.
То есть, представление о кризисной ситуации Кургана — это во многом вопрос фигуры/фона?
Да, так. В реальности, если мне не изменяет память, Курган — 59-й регион по населению и 62-й — по экономическим показателям. По большом счету, это «середнячок» для России. Беда его в том, что даже при таком среднем положении по производству товаров и услуг, мы видим, с одной стороны, что здесь много чего есть – есть 40% урана, 40% легких автобусов, 100% легких гусеничных военных машин, 20% пожарных машин. Но в силу того что он имеет такое тупиковое географическое положение, он не так интенсивно развивался в последние годы, как мог. С одной стороны, с ним граничит Казахстан – это все-таки уже другая страна, до Омска довольно далеко. Соседи сверху и справа, с севера и с запада слишком сильные – Тюмень, Челябинск, Екатеринбург.
Вторая причина – это качество регионального управления. Здесь оно, по видимому, не на высоте. Трудно судить, впервые прибыв в регион, но такое ощущение, что нынешний губернатор (вступил в должность 18.09.2019. — Прим. ред.) действительно вытягивает регион из состояния, которое незаслуженно низкое.
И надо понимать, что, по-видимому, качество социальной жизни – опять же, в силу периферийности, в целом ниже, чем качество экономической жизни. И это можно исправить. Это исправляется появлением региональных активаторов, которыми могут быть и власть, и бизнес.
Кто может быть здесь основным «толкателем»? И какова роль гражданского общества в процессах «активации»?
Здесь сейчас идет оживление управленческой команды региона, оно может дать импульс для того, чтобы гражданское общество встрепенулось, посмотрело вокруг себя и начало действовать более активно.
Все-таки власть?
По-другому здесь сложно. Это в любом случае такие процессы, которые по принципу курицы и яйца происходят: появляется более активная власть, оживляется общество. Появляется более активное общество – оно меняет ситуацию.
Будем надеяться, что здесь толчок как раз уже дан. Мы пока увидели в первом приближении губернатора и его желание активно работать.
Есть несколько конкретных импульсов: визит мощной правительственной делегации во главе с премьер-министром (был 25 февраля. — Прим. ред.), проведение федерального форума «Сообщество». Все это в сумме, давая какие-то кумулятивные эффекты и синергию, надеюсь, всколыхнет общество. А оно здесь не мертво и не бездеятельно.
Неожиданно оказалось, что здесь довольно много сильных некоммерческих организаций. Людей, которые уже сейчас много чего делают.
Да, общество заинтересовано в изменениях. Просто оно не чувствовало, наверно, каких-то возможностей на что-то повлиять.
В исследованиях по местному самоуправлению мы давно обнаружили закономерность, причем на большом массиве данных, что там, где людям дают возможность реально принимать решения и ресурсы для их реализации — чуть-чуть финансовых, чуть-чуть организационных — их мотивация возрастает в разы.
Здесь надо внедрить набор инструментов, которых не было, и ситуация изменится. Я имею в виду, например, инициативное бюджетирование. Президент сейчас до 5% поручил это довести. Лишь бы это не было фикцией, лишь бы чиновники на местах не пытались это формально исполнить за счет другого. Инициативное бюджетирование – это возможность, когда ты даешь людям самим спроектировать, на что будут потрачены не их, а бюджетные деньги. Это мощный инструмент. Есть также практика фондов местных сообществ. Насколько я понимаю, в соседних регионах ситуация в этом смысле хорошая. Тюмень – лидер. Здесь я не слышал, чтобы существовал ФМС.
Опять же, Елена Шомина, доктор политических наук, профессор НИУ ВШЭ, приезжала на форум, рассказывала о соседских общинах, ТОСах. Нет здесь таких практик в развитом виде.
При этом НКО есть и очень приличные. Некоторые даже исследования проводят на предмет, что именно сейчас наиболее нуждается в поддержке. И они не боятся артикулированно свою позицию излагать. Пытаются власти сказать: «вы не те направления выбираете».
Это Урал, это не регион боящихся. Существенно важно, чтобы до власти как раз донести то, что они говорят. Форум во многом как раз для этого затевался. Будем надеяться. И даже верить.
Про НКО здешние мы более менее поняли ситуацию, а как дела обстоят с бизнесом? Насколько развито то, что принято называть корпоративной социальной ответственностью? Есть ли здесь потенциал?
У меня сложилось ощущение, что есть не только потенциал, но уже и хорошие сложившиеся практики. Тот же лидер фармбизнеса, ОАО «Синтез». Его представители выступали у нас на площадке — на круглом столе «Гражданское общество и бизнес: социальные инвестиции в развитие территорий», поразили многообразием своих социальных практик.
А что, например?
Они все организуют, начиная от бесплатного питания для своих сотрудников и заканчивая фестивалями, форумами, практиками развития городской среды, инициированием различных культурных событий. Там много всего, неожиданно много. Я не думал, начиная этот круглый стол, что такое многообразие практик будет представлено.
Но местного бизнеса на форуме было не много. Поэтому сказать, что это правило, а не исключение, я не могу. Но сказать, что здесь ничего нет и цивилизация сюда не проникла, ни в коем случае нельзя. Известно, например, что существует социальная программа Сбербанка. Что-то еще наверняка есть, о чем мы не знаем. Здесь уже как минимум, первые ласточки. И надеюсь, что птиц будет много.
Вы бываете на форуме «Сообщество» в разных регионах. Могли бы вы отметить особый колорит именно этого места по сравнению с другими?
Я бы несколькими мазками обозначил. В отличие от многих небогатых регионов здесь нет такой ярко выраженной протестности и желания все перечеркнуть. Здесь есть доброжелательность и готовность слушать и слышать. И здесь есть такая умеренная, но готовность, услышав, претворять это в жизнь. Сбалансированность, скажем так. И настаивая на том, что мы сами уже что-то можем, и принимая что-то новое.
Отчасти и по географии это регион почти серединный. Если ни Тюмень, ни Омск, ни Новосибирск, ни Томск нельзя назвать регионами сбалансированно репрезентующими, например, гражданское общество России, то Курганскую область вполне можно. Она средняя по активности, по протестности, по уровню развития. Надеюсь, что с потенциалом.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.