Новости
Новости
10.12.2024
09.12.2024
18+
Статьи

Учиться, учиться и еще раз учиться: как НКО повышать свой профессионализм

Почему запрос на образование остается большим, несмотря на широкий спектр профильных программ? Что мешает специалистам НКО получать новые навыки? Разбираются эксперты.

учиться нко
Фото: Timur Shakerzianov / Unsplash

Программы подготовки: где учиться НКО

Профессионализация — один из главных трендов в некоммерческом секторе в последние годы. Ежегодно появляются новые образовательные программы, стажировки, курсы и вебинары. НКО приглашают учиться разные вузы и центры. 

Это не просто личная инициатива — профессионализацию сектора приветствует и государство. Так, среди мер поддержки, закрепленных в статье 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», есть и поддержка в области подготовки и дополнительного профессионального образования работников и волонтеров СО НКО.

«Программы поддержки осуществляют почти все регионы. Есть программы для муниципальных и госслужащих, а есть программы именно для некоммерческого сектора. И за прошлый год почти 30 тысяч представителей НКО прошли обучение по этим программам», — отмечает Елена Иваницкая, заместитель директора департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России.

Профильные программы есть и в высших учебных заведениях. Одна из таких дисциплин — «Организация добровольческой деятельности и взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями».

Какие навыки нужны специалистам сектора

Другой вопрос — чему учиться специалистам НКО в 2024 году. 

Первое — это изучение основ законодательства. Без этого работать сегодня в некоммерческом секторе почти нереально, уверена Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора.

«Если ты работаешь в зарегистрированной НКО, хочешь привлекать сторонников и получать поддержку, без знания законодательства далеко не уйдешь», — уточняет эксперт.

Это касается не только законов, которые напрямую касаются деятельности НКО. Нужно быть юридически подкованным и в других сферах, например, в области авторского права и интеллектуальной собственности. НКО может не раздумывая взять фото из открытого источника, а потом получить штраф за неправомерную публикацию. 

Особенности бухгалтерского учета, юридических аспектов деятельности, правила отчетности — все это тоже важно изучать. И конечно, актуальным остается запрос на получение знаний в сфере фандрайзинга. 

Фото: Evangeline Shaw / Unsplash

«А еще нужно понимать, как работает бизнес. Потому что именно к нему НКО приходят и просят поделиться деньгами. Неплохо бы знать, как работает власть и на каком языке с ней разговаривать», — дополняет Марина Михайлова, директор центра социальных технологий «Гарант».

А что говорят мировые тренды

Исследования показывают: один из самых востребованных навыков — кросс-культурное взаимодействие. У специалистов НКО есть запрос на взаимодействие с коллегами из других стран.

«Очень важно быть в мировом сообществе. Если мы не будем читать других и общаться с коллегами на международных конференциях, то будем постоянно изобретать велосипед и думать, что мы сделали открытие. Зная, что делают другие, мы можем и сами сделать намного больше», — объясняет Ирина Мерсиянова, директор центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Второй мировой тренд — приобретение компетенций в области цифровизации. В 2019 году исследователи НИУ ВШЭ рассчитали индекс базовых цифровых компетенций НКО — он составил всего 1,8 балла из 10. За годы этот показатель увеличился не сильно — до 2,2 балла в 2023 году. Запрос на повышение этих компетенций будет расти, уверена эксперт.

Развитие сектора невозможно и без адаптации к меняющимся условиям. Мониторинг гражданского общества, который проводят исследователи НИУ ВШЭ, показал: 62% опрошенных руководителей НКО считают, что так или иначе смогли адаптироваться в период СВО и санкционного давления. В пандемию об этом говорили только 42%.

Как развивать систему подготовки кадров

Артем Шадрин, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций, выделяет три необходимых шага, чтобы решать кадровый вопрос. Первый — разработать новые и актуализировать существующие профессиональные стандарты и ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты).

«Профессиональный стандарт — это инструмент, который позволяет сформулировать требования к знаниям и умениям работников, исходя из текущих потребностей рынка труда. А образовательные программы вузов и колледжей, программы дополнительного профобразования должны отталкиваться от профстандарта. То, как мы сможем обеспечить их актуальность, повлияет и на само образование», — объясняет Артем Шадрин. 

В настоящее время в России зарегистрированы 46 советов по профессиональным квалификациям (СПК). А недавно была инициирована разработка профстандарта специалиста по социально-экономическим проектам в некоммерческом секторе.

Следующий шаг — переподготовить преподавателей вузов и колледжей. Если они не получат соответствующие знания, есть риск, что инициативы останутся на бумаге и не будут реализованы на практике.

Фото: RUT MIIT / Unsplash

Третий шаг — вовлекать специалистов НКО и социально ориентированного бизнеса в разработку и реализацию образовательных программ вузов и колледжей. Это могут быть профильные спецкурсы или прикладное проектное обучение. Сейчас уже реализуется программа «Обучение служением», которая предполагает вовлечение студентов в работу третьего сектора. 

Может ли третий сектор стать привлекательным для широкой аудитории

Эксперты отмечают: уже сейчас работа в некоммерческом секторе все более привлекательна для соискателей, ранее работавших в бизнесе или госструктурах. По разным оценкам, около трети нынешних сотрудников НКО пришли из коммерческих компаний.

«Молодежь меняет приоритеты при выборе профессии. Сейчас, хотя уровень заработной платы остается важным, также смотрят на социальную ответственность компании. И есть явление, когда люди, поработав в бизнесе, приходят в НКО, даже теряя в заработной плате», — отмечает Елена Тополева-Солдунова.

Сами НКО тоже создают спрос на новые профессии. Фандрайзеры, комьюнити-менеджеры, организаторы волонтерской деятельности — сектору нужны уникальные профессионалы.

Но говорить, что некоммерческий сектор стоит наравне с бизнесом по привлекательности в качестве работодателя, нельзя. Причина этому — неоднородность, невысокий уровень зарплат и большие риски в работе.

«Еще один вызов в том, что трудовое законодательство не заточено под работу НКО и те источники финансирования, что есть в секторе. И главное: некоммерческий сектор очень разнообразный. Иногда это вовсе не место работы, а место общественной деятельности», — объясняет Марина Михайлова.

Какие вызовы сейчас стоят перед сектором

Если говорить про возможности повышения квалификации, то их и правда много. А вот четкий запрос на компетенции со стороны НКО не сформирован.

«Потому что “и без этого как-нибудь проживем”. У многих НКО нет ни времени, ни сил, ни ресурсов, чтобы вложиться и сделать скачок в своем развитии. А еще, несмотря на обилие обучающих курсов, качественных не так много», — говорит директор центра «Гарант».

В условиях нехватки ресурсов основной запрос — на инструменты, которые позволят привлекать больше средств, охватывать больше подопечных и так далее. Но это не развивает сотрудников: только инструментов мало, чтобы рос профессионализм.

Поэтому важно, чтобы те, кто поддерживает НКО, делали акценты на стратегическом развитии и помогали НКО, которые системно растут и развиваются. Это могло бы мотивировать и других.

учиться нко

«Нет ничего сложнее, чем учить взрослых людей. Когда к нам приходят на программы повышения квалификации те, у кого масса других альтернатив, то это очень сложно. Взрослые постоянно пребывают в состоянии межролевого конфликта — и это еще один вызов», — отмечает Ирина Мерсиянова.

Фото: ål nik / Unsplash

Еще один важный вызов — побороть страх принимать в сектор новых людей. Сейчас многие организации стараются отдавать приоритет тем, кто уже знаком с работой НКО. 

«НКО — это всегда про перегруженность, и когда мы выбираем человека в штат, то лучше возьмем опытного, чем того, кого предстоит учить и учить. И нам нужно поработать над этим. Нужно не бояться брать молодежь и растить их, потому что так происходит трансфер опыта», — уверена Елена Тополева-Солдунова.

В сектор должны приходить люди с разными навыками. Это позволит НКО быстрее развиваться, адаптировать приемы из других сфер и улучшать внутренний менеджмент.

Материал подготовлен по итогам секции «Профессии добра: возможности и ресурсы для развития кадров третьего сектора», которая состоялась 2 ноября на итоговом форуме «Сообщество» в Москве.

Форумы «Сообщество» проводятся Общественной палатой РФ с 2015 года во всех федеральных округах России. Это открытая рабочая площадка для трехстороннего диалога между обществом, бизнесом и властью. Задача форума — выявлять лучшие региональные и федеральные практики, объединять единомышленников, придавать импульс развитию гражданского общества в регионах. В 2024 году региональные форумы «Сообщество» прошли в Иркутске, Калуге и Магасе.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике