Новости
Новости
03.12.2024
02.12.2024
18+
Интервью

Фатима Мухомеджан: «Мы открыли глаза НКО в регионах, что не только за счет денег можно двигаться вперед»

Первый заместитель директора благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» — о программе «НКО-СОКРАТ», прокачке местных лидеров и о том, как перестать конкурировать и начать работать вместе.

Фатима Мухомеджан на ПМЭФ-2019. Фото: Александр Гальперин / РИА Новости

Расскажите, пожалуйста, о социальной ситуации в Белгородской и Курской областях в тот период, когда начиналась программа «НКО-СОКРАТ». Я знакома с исследованиями культурного уровня и культурного запроса, которые проводил фонд несколькими годами раньше, перед запуском культурной платформы «АРТ-ОКНО». В них общее место — желание молодежи уехать из городов (цитата, «здесь Третьяковки нет, мы не будем здесь тусить»), визиту в местный музей жители предпочтут визит в магазин и вечеринку после…

Можно даже сказать, что АРТ-ОКНО и такое мощное погружение в социальную обстановку в городах в том числе способствовали появлению программы «НКО-СОКРАТ». Фонд «Искусство, наука и спорт»работает давно в регионах, и мы с «Металлоинвестом» формируем социальную политику в городах присутствия компании. Обстановку в городах мы все знаем хорошо и не понаслышке, даже не могу сказать, какое количество раз в год бываем там лично, встречаемся с людьми, общаемся, и у нас есть собственное мнение касательно тенденций в городах.

Как вы сейчас процитировали, именно так в городах и звучали интервью жителей. Те, кто пытался остаться в городе и самореализоваться, не то чтобы не находили поддержки — администрация там очень заинтересована в результатах. Но у них какая-то проблема стыковки между жителями и чиновниками.

Вот эту функцию проводника взяли на себя мы в том числе. Помимо того, что мы их обогащаем знаниями, даем возможности, насыщаем культурой (если брать проект «АРТ-ОКНО») и формируем их культурную афишу, — мы действительно помогаем в переговорах между администрацией и жителями, администрацией и НКО, потому что диалог у них выстраивается тяжело.

Когда мы приходим и организуем встречи с жителями, с НКО, с культурным сообществом, первое, что их интересует, — дадут ли денег. Мы устраиваем целую презентацию, рассказываем о программе — а они сидят с одной-единственной мыслью. Сейчас мы в корне переломили этот посыл, люди поняли, что не хлебом единым, не за счет одних только денег можно двигаться вперед.

В программе «НКО-СОКРАТ» есть отдельные лекции по фандрайзингу, на которых просто раскрыли людям глаза, какое количество средств они могут привлекать в свою деятельность, имея определенные навыки и компетенции. Эти деньги были рядом, но никто не умел ими пользоваться: администрация инициировала гранты, была готова выделять бюджетные средства, но не могла состыковаться с НКО, чтобы реализовывать задуманные бюджетные программы.

Когда мы туда пришли [с программой «НКО-СОКРАТ»], нас и наших коллег из АСИ восприняли настороженно: зашли «на нашу территорию», чего хотят, зачем, почему. Доверия между собой у НКО там нет, основная позиция — конкурентная. В столицах мы замечаем, что эта ситуация поменялась. Уже года три здесь считается, что никакой конкуренции нет, поле непаханое, столько возможностей для новаторства и надо работать вместе. А в регионах более консервативная позиция, ее мы попытались немного расшатать и сделать организации более открытыми.

И вот когда спустя год, даже меньше, Белгородская область в Общественной палате РФ представляла свои результаты по социальному развитию, развитию НКО, команда из самых передовых местных НКО и администрации гордо рассказывала о достижениях и представляла проекты, — для нас это был день, когда мы увидели первый результат. Они друг друга узнали, услышали, заинтересовались друг другом.

Перед запуском программы проходило исследование потребностей НКО. Называли ли респонденты что-то помимо денег?

Вы знаете, к концу первой стратегической сессии-знакомства начали звучать проблемы с неумением себя презентовать, с недоверием к ним в обществе. Была обозначена проблема взаимодействия со СМИ: пока СМИ нам, к сожалению, не помощник, они рассматривают деятельность НКО почему-то с точки зрения рекламы и зарабатывания денег. Позже прозвучала проблема разобщенности и плохой информированности организаций друг о друге: они не общались, не видели друг в друге соратников и партнеров.

К моменту запуска программы было уже много возможностей обучения для НКО: и онлайн-программы, и выезды — пусть не всегда и не все, но знания могли получить. В чем уникальность программы «НКО-СОКРАТ» по сравнению с ними и почему вам показалось, что именно тот формат, который она имеет, будет эффективным?

Знаете, опять же из опыта. Мы в ходе деятельности фонда поняли: чтобы комплексно изменить ситуацию, очень важно персональное общение и индивидуальная работа с людьми. Конечно, опций много и тот, кто хочет, всегда найдет, откопает и послушает. Но информация будет полезна тогда, когда ты знаешь, как ее применить в русле своей стратегии.

Мы имеем дело с людьми, мыслящими повседневными категориями. Стратегическая работа у многих региональных НКО не выстроена. Есть, конечно, мощные, большие, активные организации, они и так хорошо представлены в сообществе.

Мы могли бы запустить программу в городах присутствия компании «Металлоинвест» и построить там Эльдорадо — насытить их культурой и поднять уровень социального развития.Но эти города нельзя вырвать из общего регионального контекста,с другими городами и администрациями региона они должны разговаривать на одном языке.

Поэтому мы поняли, что «НКО-СОКРАТ» должна работать в столицах регионов. Надо прокачивать столичные НКО и стимулировать их брать шефство над маленькими. Мы хотим, чтобы это ядро разрасталось и шла сетевая работа.

Да, в регионах эту задачу должны выполнять ресурсные центры, и они есть. Но уровень у них очень разный, мы видели и такие варианты, когда поддержка ограничивалась предоставлением канцелярских товаров или принтера, бухгалтерскими и юридическими консультациями. Это не для развития, это рука помощи тем, у кого совсем ничего не получается.

Залатать дыры.

Именно. Так что наша программа расшевелила людей, и они показали, на мой взгляд, действительно качественные результаты.

Организации, прошедшие первый год, уже начинают сами вести семинары и делиться знаниями, и я считаю это правильной и позитивной динамикой. Программа «НКО-СОКРАТ» рассчитана на три года, и пока не берусь прогнозировать, удастся ли сколотить такое ядро, которое не распадется, но мы очень на это надеемся.

На втором году программы упор идет на формирование клуба НКО — не аналога ресурсного центра, а больше интеллектуального объединения, где будут собираться единомышленники для общения, обменом мнениями и опытом, куда мы можем приглашать каких-то спикеров и давать новый импульс регионам.

Какую обратную связь по итогам первого года давали сами организации? Что их больше всего порадовало и помогло?

Мы обязательно проводим замеры. Отзывов много: что программа очень нужная, дает ответы на многие вопросы, что надеются на продолжение. Организации очень ценят личное включение преподавателей и кураторов, которые выезжают в города, общаются глаза в глаза, когда участники чувствуют заинтересованность кураторов в них. Для регионального общества очень важно регулярное личное участие в их жизни. Как только чуть отдаляешься и переводишь общение в формат вебинаров — всё, распадается команда, начинаешь опять ее собирать.

Видимо, так ценят личное общение с кураторами, потому что в регионах привыкли к гастролерам: приехали, отчитали свои часы и уехали. А ты как-нибудь живи.

Да-да, «столичные умники, которые всё знают и у которых куча денег». Это есть, и когда мы приехали в первый раз, такое отношение тоже ощущалось. Где-то спустя полгода сообщество немножко раскрылось и доверилось: они поняли, что это не разовая акция, что мы готовы тратить на них силы, энергию, ресурсы — а финансово это очень затратная история, — и что миссия нашего фонда состоит в том, чтобы добиваться качественных социальных изменений.

Как вы думаете, нужно ли корректировать в программе акценты, векторы в связи с коронавирусом и «коронакризисом»?

В период карантина многие превратились в домохозяек и стали много готовить, но это не значит, что теперь они все станут профессиональными кондитерами и поварами. Или воспитателями в детских садах, потому что четыре месяца провели с собственными детьми. В кризисные моменты очень важны неравнодушие людей, этот энтузиазм, возможность быстро переориентироваться, начать работать по непрофильным направлениям. И счастье, что всё это есть [в период эпидемии].

Но на то они и кризисные моменты, чтобы быть откликом на нестандартную ситуацию. Банкир тоже сядет шить себе маски, если не сможет их нигде достать. Программа «НКО-СОКРАТ» нацелена на повышение профессионального уровня, и кризисные периоды в ней ничего не поменяют. Мне хотелось бы, чтобы люди, работающие в НКО, переходили из энтузиастов на другую ступеньку и становились профессионалами. На продвинутом уровне включаются бизнес-процессы и бизнес-категории.

Наш отклик на кризис — мы расширили грантовый конкурс на поездки, дали возможность НКО получить дополнительные образовательные опции и организовать дистанционную работу. Но я убеждена, что целиком программа не должна меняться «на злобу дня». Ведь мы говорим об устойчивости и долгосрочных результатах.

***

Сезон обучающих мероприятий программы «НКО-СОКРАТ» завершился 15 июля. Весной семинары шли онлайн, и слушать их могли уже не только организации в Белгородской и Курской областях. На 12 вебинарах побывали слушатели из 46 городов. Из Белгородской и Курской областей за сезон выучились 86 организаций суммарно.

Темы вебинаров: бюджет НКО в период пандемии, оценка устойчивости организации по системе «ОКНО», взаимодействие НКО с подписчиками, частные пожертвования, опыт общения НКО со СМИ, события как инструмент фандрайзинга и PR, искусство презентации. На встрече с директором АСИ Еленой Тополевой участники из первых уст узнали о мерах поддержки НКО в период пандемии.

Выступали и спикеры из Белгородской области с презентациями своих проектов и организаций. Программа «НКО-СОКРАТ» способствовала появлению новых межрегиональных спикеров-тренеров.

Следующая серия мероприятий начнется в сентябре 2020 года. Чтобы подписаться на новости программы, отправьте письмо на nko-sokrat@asi.org.ru Следить за новостями можно в социальных сетях программы в группе «Вконтакте» и на Facebook.

Программа «НКО-СОКРАТ» (НКО для СОциального и Культурного РАзвития Территорий) является инициативой Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» и реализуется совместно  с Агентством социальной информации при поддержке правительства Белгородской области и администрации Курской области.

 

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике