Новости
Новости
21.11.2024
20.11.2024
19.11.2024
18+
Интервью

«Нужно придумать вкусный коктейль онлайн- и офлайн-событий». Как участвовать в грантовом конкурсе «Норникеля»

Подробности о первом после пандемии конкурсе социальных проектов для развития дальних и северных территорий присутствия компании «Норильский никель».

Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

В середине сентября компания «Норильский никель» объявила о старте седьмого грантового конкурса социальных проектов. Конкурс проводится на территориях присутствия компании: в Мурманской области, Красноярском и Забайкальском краях (в том числе в Чите), — по программе «Мир новых возможностей» с 2014 года. Он направлен на поддержку социальных проектов и создание условий для устойчивого развития этих территорий. За шесть лет на конкурс было подано 2509 заявок, из них было поддержано 639 проектов на общую сумму 664,4 млн рублей.

Игорь Сухотин. Фото: Сергей Черных / РИА Новости

В чем специфика корпоративных грантовых конкурсов, каковы критерии отбора заявок и как адаптировать проекты под новые условия пандемии, Агентству социальной информации рассказал заместитель директора департамента социальной политики «Норникеля» Игорь Сухотин.

Сказалась как-то пандемия коронавируса на проведении конкурса?

Да нет. Он будет проводиться так же, как обычно. Конечно, в условиях пандемии выяснилась безусловная важность инструментов и самой жизни в онлайн. Но жизнь же богаче, да и ограничения по проведению мероприятий сейчас понемногу снимают. Поэтому ближайшее будущее будет, скорее всего, за теми проектами, в которых будет найдена наилучшая комбинация офлайн- и онлайн-режимов, то есть будут учтены все плюсы реализации проекта и проведения мероприятий по проекту вживую и в Интернете.

Привлекательность режима онлайн для наших заявителей состоит в том, что он дает возможность привлечь широкий круг экспертов — и при этом статусных экспертов. Поскольку наши территории находятся в труднодоступных местах и «не каждая птица долетит до середины Днепра», это важный момент. И второе – стоимость мероприятий сразу снижается значительно, когда проводишь их онлайн. Я имею в виду прежде всего перелет, гостиницу, питание. Это все дорого. Интернет же позволяет расширить количество приглашенных экспертов, при этом привлечь их фактически из любой точки мира.

Еще плюс – возможность включения в орбиту представителей других регионов страны, а не только территорий присутствия компании. Это очень важно для обмена опытом и технологиями. Это возможность пообщаться и узнать друг друга, пусть даже дистанционно.

Такой режим онлайн и жизнь в онлайне понемногу становится привычной: все уже научились использовать эти инструменты, научились прогнозировать и планировать, поняли форматы и время, которое они могут там провести.

И которое при этом экономится.

Да, и которое экономится, что тоже важно. Вот мы в своей практике увидели, что в Zoom все совещания проходят гораздо быстрее. А если еще у вас стоит не профессиональная, а бесплатная версия Zoom, то вы вообще ограничены 40 минутами, в эти 40 минут вам надо уложиться. И здесь сразу все у всех происходит концентрированно, уходит вода, остается только суть.

Такие три важных компонента новых реалий заявителям и нужно учитывать при составлении заявки на конкурс. Но при этом мы понимаем, что деятельность, связанная с социальным проектированием и изменениями жизни в городе, это все-таки сила энергии общения. И поэтому живая часть и события в реальной жизни должна остаться в заявках.

То есть отдельной номинации для онлайн-проектов не будет?

Нет, хотя такое предложение – ввести новую номинацию для онлайн-проектов – и было, когда мы обсуждали с коллегами нынешний конкурс. Но мы пришли к выводу, что не стоит выделять онлайн-проекты в отдельную номинацию, как бы отвечая вызову времени. Крайности всегда не очень хороши, а сила как раз в сочетании, в комбинации. И мы уверены, что тот, кто предложит лучшую комбинацию онлайн и офлайн, победит.

А как обстоят дела с цифровыми технологиями на территориях присутствия компании?

По-разному, конечно. Ну смотрите, это, что называется, данность. Если на улице идет дождь, вы выбираете, как быть: взять зонт, надеть плащ и сапоги, остаться дома или вообще идти так, под дождем. Может, вам так интереснее. Так же и с технологиями. В Большой Норильск интернет и оптоволокно пришли, и в условиях пандемии опыт показал, что всё работает.

Если же вы живете, скажем, в поселке Сындасско (самый северный поселок Таймыра, расположен в устье реки Хатанга в 285 км от села Хатанга. — Прим. АСИ), у вас там вряд ли есть такие сложности, связанные с пандемией, как в больших городах. Вам ничто не мешает все мероприятия запланировать и проводить на свежем воздухе. Вам там и не нужно проводить ничего онлайн. Другие участники конкурса этому могут позавидовать: они может, и были бы рады организовывать очные события на природе, но не могут.

На что прежде всего обращает внимание жюри при отборе заявок? Какие критерии больше всего ценятся при их отборе?

Именно на критерии, прописанные в правилах проведения конкурса, члены жюри и обращают внимание. Это очень жесткое требование конкурса ко всем участникам – чтобы заявки строго соответствовали критериям. И, рассказывая о конкурсе, мы всем советуем почитать один очень важный раздел, связанный с критериями оценки. Это и предполагает равные возможности для всех. Критерии на старте всем известны, они очень четко прописаны, и оценка проходит строго по ним.

Экспертам не позавидуешь! Очень много ведь поступает заявок. Как отобрать лучшие?

Да, в прошлом году поступило больше полумиллиона заявок. Но почему не позавидуешь? Это большая работа, но у нас и экспертов много: это и региональные, и федеральные эксперты, и некоторое количество сотрудников компании тоже участвует в работе жюри. Мы стараемся равномерно распределить нагрузку, чтобы была возможность нормально прочитать и оценить заявку. Многие даже завидуют им и хотят быть экспертами. Поэтому сложности здесь особой нет.

Тем более что с прошлого года мы запустили онлайн-платформу, на которой есть все возможности: заполнение заявки происходит на этом сайте, экспертиза проектов тоже. Плюс в этом году мы сделали видеоинструкцию по заполнению заявки на конкурс, и она тоже размещена на платформе. Добавили возможности по регистрации мероприятий. Так что в этом смысле, с точки зрения цифровых технологий, конкурс мы в онлайн уже перевели. И возможности стали как раз совсем равными: вы сидите на платформе и заполняете заявку.

Какой примерно процент заявок бракуется?

Не могу сказать, мы такой статистики не ведем. Техническую экспертизу не проходят единицы.

За эти годы видно, что улучшается качество подаваемых заявок?

Это да. Мы это прямо ощущаем кончиками пальцев. На онлайн-платформу мы перешли в том числе поэтому. Мастерство заявителей точно растет, и конкуренция между участниками становится с каждым годом все серьезнее.

По условиям конкурса те, кто уже подавал заявки и победил, могут еще раз участвовать в нем? Или подавать заявку на тот же проект, но на его развитие? Это не возбраняется?

Тут надо иметь в виду, что люди [количество людей] в наших регионах конечны, а активные социально – тем более. Поэтому хотя, безусловно, появляются новые участники конкурса, но пул основных участников уже сформирован. Что касается проектов – ведь проект всё же всегда что-то новое: новая деятельность, новый взгляд на проблему, на целевую аудиторию и так далее. Поэтому мы – за чистоту жанра. Потому что иначе это будет не проект, а поддержка текущей деятельности. И потом – все же друг друга знают, и сито экспертов как раз призвано отслеживать и такие моменты.

Были ли неудачи за эти шесть лет? Были ли заявки, которые прошли конкурсный отбор, но не были реализованы? Или были реализованы не так, как предполагалось и как хотелось бы?

Нет, не было. Все проекты-победители реализованы. Это наша стандартная работа: ведь поддержка компании не только в том, чтобы выделить денег на проект. В процессе реализации проекта мы проводим мониторинг, и, если вдруг что-то у кого-то пошло не так, это сразу становится известно – ведь территория довольно компактная. И потом все знают, что к нам можно прийти и за помощью, и за советом. Наша задача состоит не в том, чтобы их поймать на чем-то, а помочь им успешно реализовать проект. У нас есть и сотрудники в разных управлениях компании, и административный и прочий ресурс, чтобы помочь заявителям, если что-то буксует и надо кого-то подтолкнуть.

Репутация в конкурсе для его участников тоже очень важна. И даже если вы зарегистрируете новую организацию, что само по себе непросто, и уже от ее имени подадите заявку, все знают, что это именно вы. Сама среда заставляет людей вести себя правильно и настраиваться на успех. Конкуренция в конкурсе составляет один к трем, один к четырем. Поэтому рисковать никто не хочет.

Могут ли участвовать в конкурсе жители других регионов или он строго для территорий присутствия компании?

Могут, но при этом у вас должна быть организация-партнер на территории и проект должен быть реализован на территории. То есть география конкурса – это прежде всего география реализации проектов.

В чем специфика корпоративных грантов?

Технология и идеология у всех конкурсов одна. С точки зрения корпорации, такие конкурсы отличаются географией, потому что компания заинтересована в стабильном развитии прежде всего регионов своего присутствия, где работают ее сотрудники. При этом это, как правило, не столицы, а удаленные и иногда труднодоступные места. Поэтому и ориентация конкурса – на то, чтобы сделать жизнь в этих регионах комфортнее  и интереснее для жителей. Второй момент – у корпорации есть свои приоритеты в благотворительности. Компания – это же не Иисус Христос, который семью хлебами всех накормил. Поэтому необходимо как-то ограничивать сферу благотворительности, не распыляться. Конкурс помогает расставлять приоритеты, что именно поддерживать.

Какие проекты-победители конкурса лично вам запомнились больше всего?

Я даже вам не скажу. Их же 639. Не скажу, не потому что я не знаю, — просто не хочу кого-то выделять. Хотя есть с десяток проектов, которые мне запомнились больше всего, но не потому что они лучше, просто запомнились чем-то своим: где-то руководитель проекта яркая личность, где-то идея была оригинальной, где-то начиналось сложно, а потом выстрелило, кто-то сначала скептически относился к конкурсу, а потом втянулся. Эти истории у меня связаны не с самими проектами, а с тем, что вокруг них. Для меня важно качество проектов.

Что бы вы посоветовали авторам проектов, которые захотят участвовать в конкурсе?

Советовал на презентации и сейчас повторюсь: первое, нужно не бояться конкуренции и самого конкурса. Точно не так страшен черт, как его малюют. И глобальный совет – смотреть сочетание онлайна и офлайна, именно сочетание. Где что усиливает и дополняет. Именно симбиоз, не крайности. Найти такой коктейль, который понравится и будет вкусным. Коктейль – это же всегда творчество и всегда определенный риск – понравится, не понравится. Но и возможность выделиться и предложить что-то новое.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике