Подходы к оценке своей работы у некоммерческих организаций разные. Чаще всего встречается такой: «Мы же видим, что делаем все правильно». Есть переизбыток отчетности, с другой стороны, какие в ней данные? Сколько мероприятий провели, сколько было участников. На этом все заканчивается.
А еще мы привыкли все подряд называть лучшими практиками. А какие критерии этой «лучшести»? Лучше по сравнению с самими собой в прошлом? По сравнению с другими?
Наша задача, работая с благополучателями, поставить оценку своей работы на доказательные рельсы. Это такой аналог доказательной медицины — лучше лечиться проверенными методами и средствами, которые уже доказали свою эффективность.
Первые конкурсы
Несколько лет назад мы начали изучать российский и международный опыт опоры на доказательную базу результативности. Обсудили с экспертами сферы детства, насколько этот опыт можно применить. В 2016 году организовали конкурс «Семейный фарватер» — он стал первым, где выявили практики, способные показать свою результативность. Практикой мы называем проект, услугу или программу — все, что может с помощью алгоритма действий привести к результату. Затем появился конкурс практик с доказанной эффективностью. Это было уже сложнее для участников — свою практику нужно было описать на основе стандарта доказательности социальных практик. Здесь важен не только правильный, логичный дизайн, но и возможность предъявить устойчивые результаты позитивных изменений в жизни детей и семей, а также надежные инструменты измерения.
Работающих в доказательном подходе практик пока немного — к концу года будет около тридцати. Организации, которые их создали, были готовы открыто показать описания своих проектов и получить такую же открытую обратную связь от экспертов.
Суть доказательного подхода
Встать на путь доказательного подхода могут не только крупные организации, работающие на федеральном масштабе, но и небольшие, из отдаленных районов.
В чем суть подхода — НКО описывает не только причинно-следственную связь между своими действиями и результатом, базу инструментов, с помощью которых потом другая организация может применить этот опыт у себя, но и приводит обоснованные аргументы того, как были получены доказательства достижения результатов.
Благодаря такому подходу организация сама для себя структурируют свою деятельность. В основе работы лежит принцип трех источников данных. Первый — мнение и опыт специалистов, которые используют практику, второй — научные исследования по теме, третий — обратная связь от тех, ради кого практика создана. В сфере детства это обычно родители и дети. Детям уделяется значительное внимание: их информируют, включают в обсуждения — они такие же клиенты социальной сферы, как и взрослые, про это часто забывают.
Инструменты вовлечения зависят от задачи: но классические опросы — анкетирование, интервью, фокус-группы — необходимо творчески переработать и адаптировать для детей.
Как это работает на практике
Общественная организация «Рука в руке» работает на территории Шегарского района Томской области и занимается поддержкой замещающих семей. Дети помогали им проводить оценку, высказывали собственное мнение о том или ином пункте программы подготовки приемных родителей и сопровождения приемных семей За счет этого организации удалось вытащить такие темы, которые ранее даже не рассматривались, но специалисты услышали, что они важны для детей. В результате скорректировали процесс сопровождения замещающих семей и дополнили программу подготовки приемных родителей.
Еще пример — социально-реабилитационный центр «Снегири» в Новосибирске. Благодаря работе с детьми и доказательному подходу, их специалисты выявили блок вопросов, с помощью которого родители могут лучше понять своих детей, лучше с ними взаимодействовать. Сейчас центр уже изучает, как изменились детско-родительские отношения. Используют анкетирование, наблюдения, глубинные интервью, параллельно анализируют успеваемость детей в школе, «видеоголос» (видеоспектакль, созданный детьми в ходе оценки выездной семейной школы).
На федеральном уровне активно используют доказательный подход «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Они взяли отдельный блок своей работы, где занимаются мамами на грани отказа от ребенка и тщательно проработали все риски. Отточили этот блок так, что он работает почти идеально.
Как подтверждаются социальные результаты
За счет разных инструментов, которые как раз и описываются. Какие-то вещи описать достаточно просто. Например, была угроза отказа от ребенка в десяти семьях из двадцати. Во всех десяти семьях ребенок остался в семье. Значит, удалось обеспечить такую поддержку и условия, что отказ не случился.
Есть данные, которые показывают, насколько удовлетворены родители детей с ОВЗ после, например, получения услуг логопеда. Это можно сделать на уровне опроса, анкетирования, короткого интервью. Можно анализировать, какие сложности возникают или чем недовольны благополучатели.
Или как мы увидим, что улучшились навыки самостоятельности ребенка? Специалисты, родители или даже сам ребенок фиксируют изменения методом наблюдения: например, ребенок, который не мог раньше обслуживать себя совсем, начал самостоятельно держать ложку. Кажется, что это мелочь, но для ребенка, на котором раньше поставили бы крест и кормили через зонд, это переломный момент.
Зачем это НКО
До доказательного подхода еще не все созрели, стандарт достаточно строгий. Но можно начать использовать основные принципы. Попадание в Реестр доказательных практик — это, в первую очередь, возможность получения финансирования. Доноры, в том числе государство, стараются эффективно инвестировать в социальную сферу.
Для благополучателей тоже большая польза: они приобретают услуги предсказуемо высокого качества — то, что действительно работает.
Очень важным мне кажется то, что когда НКО прописывают и структурируют свою работу, они начинают ясно видеть результаты своего труда, получают мощное удовлетворение. Это здорово помогает при профилактике эмоционального выгорания.
С чего начать знакомство с доказательным подходом
С самого простого — почитать или послушать про доказательный подход. На нашем сайте много методической информации и рекомендаций от тех, кто уже прошел этот тернистый путь.
Полезно пройти инструмент самодиагностики, который показывает, что нужно подтянуть в описании проекта. Мы готовы помочь с доказательным подходом и в индивидуальном порядке.
В этом году мы снова провели конкурс для тех, кто коротко описал свои практики и обосновал, почему им интересно попасть в Реестр и что они готовы для этого делать. Участников поддерживали консультанты и и эксперты-практики — ведущие обучающих семинары.
Сейчас Реестр доказательных практик создан в сфере детства. Но мы видим интерес со стороны других организаций и других сфер: например, старшего поколения. Начинать сложно. Но «въезжаешь» достаточно быстро, путь становится видимым и дальше его можно пройти с большим удовольствием и пользой.
Записала Анна Ермягина