Традиционно западные НКО используют праздники Рождества и Нового года для активного сбора пожертвований. Во «время чудес» фандрайзинговые кампании всегда были успешными.
Согласно отчету фонда CAF Charities Aid Foundation UK Giving 2019, ноябрь и декабрь — обычно пиковые месяцы по сборам пожертвований. Так, в 2018 году на ноябрь и декабрь приходилось от 36 до 39% сборов, в то время как в остальные месяцы этот показатель в среднем составлял 32%.
В 2020 году отменяются многие ежегодные события, в том числе корпоративные рождественские ужины, на которых проводились благотворительные лотереи и марафоны. Традиционные уличные сборы пожертвований, ярмарки и фестивали, парады Санта Клаусов во многих странах тоже отменены, многие благотворительные магазины закрыты, волонтеров становится меньше, во многом из-за возрастных ограничений: людям старшего поколения советуют или прямо запрещают выходить на улицу.
Осенью, когда началась вторая волна эпидемии, некоммерческим организациям на ходу пришлось придумывать что-то новое.
Вместо рождественских ужинов — еда для тех, кто голоден
«Движение против голода» (Acción Contra el Hambre) организовало кампанию «Самый большой рождественский ужин», предложив компаниям и их сотрудникам пожертвовать средства, которые они собирались выделить на проведение традиционного рождественского ужина, семьям в трудной жизненной ситуации.
«Нынешнее Рождество будет особенным: в этом году мы не сможем побыть с нашими близкими и провести долгожданный рождественский ужин. Да, мы не сможем быть вместе, но мы можем быть едины как никогда, чтобы помочь тем, кто находится за чертой бедности, кого пандемия оставила без средств к существованию. Только благодаря всем нам они смогут заполнить едой свои тарелки в этот праздник», — отмечают в фонде.
Поддержать тех, кто вынужден из-за локдаунов провести праздники дома или не может купить новогодний подарок детям, призывает и одна из старейших французских НКО «Французская народная помощь» (Secours Populaire Francais). Сделать это можно, присоединившись к традиционной акции «Зеленые Деды Морозы» (Les Peres Noel Verts).
«Зеленые Деды Морозы каждый год помогают детям, молодым людям, бедным семьям, пожилым или одиноким достойно отпраздновать Рождество и Новый год. В конце 2020 года, ознаменованного кризисом в области здравоохранения и экономики, который ввергает многих людей в нестабильность, поддержка действий «зеленых Дедов Морозов», безусловно, станет лучшим подарком одиноким людям и семьям, находящимся в бедственном положении», — отмечается на сайте акции.
В канун Рождества «зеленые Деды Морозы» собрали более 520 тысяч евро, тогда как запланировали сбор до 500 тысяч.
Время товаров со смыслом
Британское подразделение международной ассоциации неправительственных организаций по борьбе с бедностью Oxfam предлагает пять видов «добрых дел» в Рождество в 2020 году: от покупки подарков в благотворительных магазинах или благотворительных взносов до организации собственных кампаний по сбору пожертвований через специальное приложение в Facebook или участия в благотворительной лотерее.
«Мы все знаем, что это Рождество будет другим, совсем другим. Но хотя мы, возможно, и не сможем отпраздновать его как обычно, это не обязательно означает, что мы должны пропустить этот праздник. Уникальная ситуация Рождества 2020 года в том, что она дает нам возможность переосмыслить наши традиции, создать новые и вернуть смысл Рождеству, как никогда раньше», — говорят в Oxfam Britain.
Intermón Oxfam — испанский филиал международной ассоциации НКО, занимающихся оказанием гуманитарной помощи, — предлагает благотворительные рождественские продуктовые корзины: собранные в эти корзины продукты изготовлены фермерами и крестьянами из неблагополучных районов Азии, Африки и Латинской Америки.
Фандрайзинг на системные программы
Испанский некоммерческий фонд «Лояльность» (Fundación Lealdad), близкий по целям российскому фонду «Нужна помощь» — проводит собственный аудит НКО и предлагает механизмы для оказания помощи прошедшим проверку организациям, — открыл на своем сайте специальный раздел «Рождество 2020». В разделе собраны ссылки на 30 рождественских проектов от местных НКО. Здесь и традиционные рождественские благотворительные ярмарки, в том числе виртуальные, и распродажа сувениров ручной работы, сделанных из вторсырья или руками людей с ограничениями здоровья, и продовольственные корзины, благотворительные лотереи и концерты.
В этом же разделе компании могут приобрести благотворительные и экологичные медицинские маски для сотрудников, перевести на благотворительность бюджет отмененного корпоративного рождественского ужина или оплатить месяц волонтерского сопровождения людей пожилого возраста, которые не могут выходить из дома.
Испанская НКО Entreculturas, помогающая детям из развивающихся стран получить образование, предлагает традиционный способ рождественских поздравлений – рождественскую открытку, причем как бумажную, так и анимированную. Покупка открытки поможет самой НКО не прерывать программу помощи.
По тому же принципу собирает деньги на свои проекты Фонд Висенте Феррера, более 50 лет работающий на юге Индии. Фонд предлагает создать единственную в своем роде, персонализированную поздравительную открытку.
«Врачи без границ» готовы за пожертвования делать для бизнеса видеоролики с логотипами компаний или анимированные новогодние открытки. Минимальная «стоимость» ролика – 1 тыс. евро. На вырученные деньги «Врачи» намерены закупить СИЗы и направить нуждающимся в бедные страны, обустроить лечебные центры и разработать внутренние протоколы инфекционного контроля и профилактики для подразделений организации по всему миру.