Новый сезон откроет спектакль «Колыбельная Пушкина». Каждая сцена – отрывок из пушкинской сказки. Здесь и Старик со Старухой, и Поп – толоконный лоб, и Шамаханская Царица.
В студии «Сны Алисы» дети с особенностями развития выходят на сцену вместе с обычными детьми. Актеры не виделись несколько месяцев, но сейчас каникулы закончились и репетиции возобновляются.
Вспомнить забытое, придумать новое, настроиться на игру – задача не только для актеров, но и для режиссера. Иногда репетиции идут не по плану.
Маша
Маше достаются королевские роли. В прошлом сезоне она играла Белую Королеву из «Алисы в стране чудес», сейчас – Шамаханскую Царицу.
— Бесят эти монетки, и в рукавах колется! – громко говорит Маша. Идет примерка костюмов. У Маши широкие кирпично-красные штаны, накидка с монетками и золотая чалма — еле уговорили примерить.
Маша в пятом классе. Ей хочется в ТикТок и поболтать с Катей — она играет старуху из сказки «О рыбаке и рыбке». И гораздо удобнее в черной футболке Motorhead.
Но как назло, их сцена в самом конце репетиции. Маша начинает с неохотой. В начале сцены она держит над собой полупрозрачную ткань. Это шатер.
– Не люблю я эту позу, – жалуется Маша.
– Скажи спасибо, что не Венеру Милосскую играешь, – реагирует режиссер.
Репетиция идет нелегко, несколько раз Маша теряет позу, отвлекается на телефон. На замечания режиссера — строит глазки и говорит, что неспециально. Но как только чувствует, что несколько пар глаз смотрят только на нее — преображается.
Подходит кульминация – встреча Дадона и Шамаханской Царицы. Маша раскрывается, подходит к партнеру со спины и обнимает — медленно, плавно, словно усыпляя.
– Как пред солнцем птица ночи, Царь умолк, ей глядя в очи, и забыл он перед ней смерть обоих сыновей, – гипнотизирующе говорит Маша.
Кажется, что впервые за всю репетицию она настолько собрана. Словно перед ней весь зал и нужно усыпить каждого зрителя. В этот момент понимаешь, почему ей достаются королевские роли.
Конец сцены, Царица уводит Дадона за кулисы как себе в шатер. Маша радостно убегает: «Я домой!» — но тут же возвращается: забыла телефон.
Федя
Федя на год старше, с Машей они хорошо взаимодействуют на сцене. Он сконцентрирован на репетиции, внимательно слушает режиссера, но и иногда Феде сложно найти нужную эмоцию.
Сейчас Феде — Дадону не удается выход. В сказке он и его рать шли восемь дней, Царь должен устало маршировать, но Федя словно боится шагнуть резче, топнуть. Стали вспоминать, как было в прошлом сезоне — не помогло. Режиссер говорит искать «фишку» — что-то, что сразу заинтересует зрителя.
– Пробуйте все, что приходит в голову. Пошел, взял что-нибудь из реквизита и давай по-разному обыгрывать.
У Феди эмоционально сложная роль. Надо за минуту перейти от полного отчаяния к влюбленности.
Сначала — закричать, протяжно, глубоко, а главное, искренне.
– Это должен быть энергетический выброс. Подумай, каково ему, – помогает Никита Малышев.
– У меня морская свинка погибла, – говорит Федя.
– Ты переживал? Плакал? Вот эти эмоции должны быть здесь. Покажи это. Нормально вытаскивать из себя свою боль. В этом тоже смысл игры. Актерское мастерство – способ достать свою боль, проплакать ее. Не думай, как это сделать, тело само поймет, – объясняет режиссер.
Здесь все как в настоящем театре. «Мы в поддавки здесь не играем», – несколько раз повторяет Малышев.
Вася
Вася – один из самых харизматичных актеров в студии. В прошлом сезоне он играл Чеширского кота, сейчас – Попа из «Сказки о Попе и о работнике его Балде».
Но сегодня Вася играть не настроен. Он убегает от режиссера, хочет спрятаться, садится у двери. Партнер по сцене начинает без него.
Вася понимает, что репетиции не избежать и хочет привлечь внимание режиссера. Он всегда что-то придумывает.
В этот раз на словах «призадумался поп, стал себе почесывать лоб» Вася достает игрушечный пистолет — почесать лоб.
– Васька молодец! Эта сцена смешная. Весь зал будет хохотать, если вы будете принимать условия игры друг друга, – объясняет режиссер.
Вася заводит руку за спину – Дима хватает ее. У Димы роль Балды. Он загибает Попу пальцы: «Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит», тот вскрикивает на каждом.
– А что если пришить к моему костюму карман и положить туда пистолет, и я стрелять буду? – не успокаивается Вася.
– Васька, идея хорошая, только пистолетов не было, – говорит режиссер. – Если придумаешь, чем мог пользоваться поп, и чтобы это громыхало, – сделаем.
Вася обещает подумать и, довольный, уходит.
Однажды студию пригласили выступить на фестивале в Калуге. Был большой праздник, музыка, много людей. Вася просто лег в углу, лицом вниз.
— Я говорю: «Слушай, мы знаем, что тебе сложно, если не сможешь – поймем». Спектакль начался, мы гадаем: выйдет Вася или нет. Звучит тема Чеширского Кота – выходит. Отыграл сцену, ушел за кулисы и лег обратно», – рассказывает Никита Малышев.
Никита
«Никита хорошо знает детей и понимает, от кого и какую эмоцию можно получить сейчас, как ее добиться», – говорит Любовь Ковалёва, исполнительный директор фонда «Семейная в помощь».
У студии был опыт работы с другими специалистами, но никто не находил общий язык с детьми так хорошо, как Никита.
Малышев – профессиональный актер, окончил ГИТИС. Играл Рогожина в «Идиоте»: вонзал ножи в сцену, крушил декорации. И оказался в детском театре.
«В другой детской студии я как-то видел, как педагог доводит девочку до слез, чтобы она дала нужную эмоцию. С детьми так нельзя. Вот как с Федей: надо аккуратно его вывести, не переборщить. Потом он поймет схему и будет по ней работать. Главное ему показать, откуда оттолкнуться», – объясняет Малышев.
Он считает, сложный характер для актера – это плюс. Таких детей легче «раскачать», они эмоциональные – им веришь.
Некоторые актеры — подопечные фонда «Гольфстрим» и дети из инклюзивного центра «Вместе весело шагать». Другие узнали о студии из соцсетей и захотели присоединиться.
Репетиции и показы организует фонд «Семейная в помощь». Он оплачивает костюмы, работу режиссера, подбирает площадки для выступлений. Сейчас фонд ищет сцену для репетиций «Снов Алисы».
Первый показ «Колыбельной Пушкина» пройдет 30 сентября. Билеты можно купить по ссылке.