У пермского благотворительного фонда «Берегиня» двенадцать сотрудников в штате. За 12 полных лет фонд помог порядка тысячи подопечным — семьям, в которых ребенок лечиться от онкологического заболевания.
Эта помощь не была бы возможной, если бы в работе «Берегини» не участвовали волонтеры. Как фонд помогает им не выгореть и безопасно заниматься с детьми, АСИ рассказала Динара Чащухина — руководитель программ «Лига чемпионов», «Знайбус», «Мы рядом» фонда Берегиня.
«Просто почитать с ребенком»
По словам Чащухиной, в Пермском крае ежегодно диагностируют онкологическое заболевание примерно у ста детей. Около 80% из них выходят в стойкую ремиссию.
Благотворительный фонд «Берегиня» помогает детям с тяжелыми заболеваниями, сопровождая семью весь цикл лечения: от больничного отделения и на весь период адаптации после.
Проект «Берегини» «Территория поддержки» победил на специальном конкурсе 2020 года Фонда президентских грантов. Проект состоял из двух частей — работы с событийными и больничными волонтерами и поддержки семей, где воспитывается ребенок с онкологическим заболеванием.
Проект начался во время локдауна, когда все уходило в онлайн. За время проекта в фонд обратилось с индивидуальными запросами более 40 семей. Запросы приходили и от тех, кто уже выписался, и от тех, кто лежал в больнице. Последних было больше.
«Например, ребенок хочет научиться играть на гитаре. Мы привлекаем волонтера, который может с ним позаниматься. Были запросы просто почитать с ребенком, были запросы на встречи с больничными клоунами», — вспоминает Динара.
Чему учат волонтеров
Стать больничным клоуном или волонтеров в фонде можно только через обучение. Их учат, как помогать детям, как вести правильную, нетоксичную коммуникацию, как провести мероприятие безопасно для ребенка и себя, как реагировать на самые распространенные сложные ситуации.
Бывают ситуации, когда родитель так переживает за ребенка, что может играть с волонтером вместо него, отвечать на вопросы вместо него, даже складывать оригами за него.
Обученный волонтер не станет критиковать такого родителя, а предложит ему место в процессе, чтобы он вместе с ребенком был вовлечен одинаково.
Фото: фонд «Берегиня»
Бывают ситуации, когда ребенок начинает обсуждать с волонтером сложные для него самого вопросы. Это может поставить волонтера в тупик.
«После обучения для волонтеров проходит собеседование, это воронка отбора. В программе больничного волонтерства на первый поток обучения прошли 86 человек, из них только 19 пришли на собеседование.
То есть, 86 человек посмотрели и оценили свою возможность: а вот здесь я смогу, я готов к этому? Кто себе ответил «да, я готов», пришли, чтобы задать дополнительные вопросы», — рассказывает Динара
На собеседовании потенциальный волонтер задает координатору и руководителю программы вопросы, которые накопились за время обучения. Дальше вопросы задают волонтеру, чтобы понять, насколько он готов столкнуться с тяжелым заболеванием. Это все позволяет избежать большой текучки волонтеров.
Кто может стать волонтером в больнице
По словам Динары, все направлено на то, чтобы безопасно было в проекте и подопечному ребенку, и волонтеру.
Прийти волонтерить может только совершеннолетний человек, который готов уделить время на примерно 4 выхода онлайн или офлайн. Ему нужно будет пройти обучающие мероприятия и тренинги. Среди качеств, которые ценятся в больничном волонтере — обучаемость, умение коммуницировать в команде, мобильность, как умение подстроиться.
В проекте волонтеры должны быть готовы к работе с психологом. Через десять часов работы с детьми «Берегиня» приглашает волонтеров на супервизию и к психологу. Если волонтер не готов к этому, он переходит в проект другой направленности, потому что появляется высокий риск выгорания.
Близкий опыт утраты, связанный с онкологическими заболеваниями — не противопоказание к больничному волонтерству, говорит Чащухина. Но бывают случаи, когда человека нужно попросить немного подождать с волонтерством или предложить сначала выходить с более опытным волонтером.
Профилактика эмоционального выгорания
Эмоциональное выгорание волонтеров связано не столько с отрицательными эмоциями в больнице, говорит Динара. Эмоциональное выгорание появляется от внутренних вопросов.
«Я хожу в онкоцентр уже более 10 лет как волонтер. Иногда я выхожу оттуда с вопросом: насколько велик мой вклад? Господи, да я может вообще им мешаю, у них процедура, я пришла, их отвлекла? Такие вопросы, если на них никто не отвечает, приводят в эмоциональному выгоранию», — делится Чащухина.
Для профилактики эмоционального выгорания в проекте проходят встречи с психологом и супервизия. Супервизию проводит другой волонтер, с большим опытом работы. Супервизия — это про разговор, а не про «ковыряние» внутри другого человека, отмечает Динара.
«Супервизия хороша тем, что ты можешь выговориться и получить поддержку от человека, который понимает эту деятельность, потому что сам в ней», — говорит она.
Чтобы волонтеры приходили на супервизию и к психологу с сформулированным запросом, в проекте придумали рефлексивный дневник.
Фото: фонд «Берегиня»
«Этот дневник создан для того, чтобы помочь тебе быть в ресурсе, а это важно для волонтера. Отвечая на вопросы, ты сможешь анализировать свою деятельность, делать выводы относительно нее, а также присваивать себе опыт, который ты получаешь в качестве больничного волонтера», — говорится на первой странице дневника (есть в распоряжении АСИ).
Прыжок с парашютом, или какие сложности бывают у больничных волонтеров
По словам Динары, самая частая сложность — просто прийти в больницу.
«Это как прыжок с парашютом: первый раз не так страшно, как второй, потому что ты уже знаешь ощущения, которые проживешь», — говорит она.
«С волонтерами точно так же. Люди говорят: ой я сейчас приду в больницу, что такого страшного, там такие же дети. Человек приходит, и второй раз ему уже сложнее решиться. Он уже знает, что это за дети, что они могут прийти в катетерах, прямо с химии».
У волонтеров могут быть беспокойства, связанные со смертью: что, если ребенок, к которому он приходит, завтра умрет? Но в проекте, по словам Динары, такие мысли встречаются только у каждого шестого волонтера. После супервизий они постепенно сходят на нет.
Еще одна сложность — появление излишней тревоги за ребенка, с которым общается волонтер.
«Мы признаем, что это нормально. Мы никогда не скажем волонтеру: ты зря беспокоишься», — говорит Динара.
Но задавать вопросы о самочувствии ребенка волонтер может только координатору программы и сотрудникам фонда.
Будущее проекта
Волонтеры, которые обучились в проекте «Территория поддержки», остались в постоянной базе фонда «Берегиня». Им присылают рассылки, они остаются вовлеченными в мероприятия вне проекта.
Фонд будет пользоваться всем тем, что сделал за проект, продолжит использовать дневник волонтера и модернизировать обучающие курсы.
«Мы продолжаем модернизировать курсы, например, у больничных волонтеров появились профориентационный блок, благодаря которому они могут помогать детям определиться с будущей профессией», — заключает Динара.
Спецпроект «Победители» Агентства социальной информации рассказывает о некоммерческих организациях, которые стали победителями конкурса Фонда президентских грантов. Герои публикации выбираются на усмотрение редакции. Мы рассказываем самые интересные истории из регионов России от организаций, работающих в различных направлениях социальной сферы.