До 31 января 2022 года некоммерческие организации могут подать заявку на обучение в онлайн-школе «Опытным путем». В преддверии нового учебного сезона АСИ рассказывает, в чем ценность платного обучения и как организации найти на него деньги.
Зачем специалистам НКО дополнительное образование
Образование нужно, чтобы повышать качество той помощи, которую НКО оказывает своим подопечным. Сотрудники, которые общаются с благополучателями напрямую, могут научиться дополнительным прикладным навыкам.
Руководители или специалисты отделов могут повысить квалификацию в сфере управления, фандрайзинга, коммуникации и других областях. А чем больше знают сотрудники, тем выше шанс написать успешную заявку на грант, договориться с партнерами и найти спонсоров.
А еще образование – это инструмент повышения устойчивости организации, считает Павел Прокофьев, менеджер онлайн-школы «Опытным путем» фонда «Нужна помощь».
«НКО решают социальные проблемы, при этом бывает так, что они утопают в процессах и не могут посмотреть на себя со стороны. Не получается остановиться, люди выгорают, организация живет от гранта к гранту. Образование же помогает укрепить организацию, стать стабильнее и решать проблемы более системно», – считает эксперт.
НКО надо провести внутренний аудит: понять, какие пробелы есть в работе. Потом проанализировать, какие есть ресурсы, чтобы «подлатать» их: кто, куда и зачем пойдет учиться. И только после этого – выбирать конкретный курс или программу.
Где и как можно учиться
НКО доступно много бесплатных ресурсов для обучения. Большинство таких программ – инициативы инфраструктурных организаций, поэтому они разработаны специально для третьего сектора. Но эксперты советуют обращаться к ним, если «пробел» небольшой: надо изучить новый инструмент или тренды в сфере.
«Сейчас много бесплатного контента, марафонов, курсов. И у сотрудника, как правило, просто нет времени и возможности все это усвоить. Можно услышать много информации от очень умных людей, но если нет практического применения здесь и сейчас, то кроме разовых озарений это ни к чему ни приведет», – отмечает Прокофьев.
Фото: William Moreland / Unsplash
Еще один вариант – программы повышения квалификации при университетах и курсы образовательных проектов. Некоторые из них могут быть не адаптированы под специфику НКО, поэтому выбирать надо аккуратно.
Третий вариант – платное обучение от специалистов третьего сектора. Ольга Охотникова, менеджер по работе с корпоративными партнерами фонда «Нужна помощь», считает, что платные курсы дают более глубокую базу знаний, в них больше модулей и тем. Это взаимодействие и закрепление, а не просто передача знаний через экран.
«Платное образование лучше сформулировано под запрос конкретного студента. Например, у нас есть кураторы, которые собирают обратную связь, помогают с решением возникающих проблем. Это делает обучение применимым для каждой конкретной организации», – объясняет Охотникова.
У некоторых платных курсов есть бесплатный тизер – один или несколько вводных уроков. Их можно посмотреть, чтобы понять: подходит курс организации или нет.
Откуда взять деньги
Эксперты советуют заложить расходы на обучение еще во время планирования бюджета. Это позволит сразу понять, сколько денег и на что нужно.
Например, можно отправить сотрудникам анкету и попросить указать обучающие курсы, которые они хотели бы пройти. Даже если у организации в данный момент нет денег, она будет знать, на что их можно будет потратить, если образуется экономия или появится неожиданное пожертвование на уставные цели.
Как попросить деньги у грантодателей
Другой вариант – заложить обучение в грант. Для этого необходимо заранее уточнить стоимость, сроки и наполнение курса. У организаторов обучения можно попросить подробный бюджет или предложить поработать над заявкой вместе, чтобы грантодатель лучше понимал, на что пойдут средства.
Также в заявке необходимо указать расходы, связанные с обучением. Это может быть проезд обучающихся, оплата гостиницы (если обучение в другом городе), командировочные и другие расходы.
Иногда организации проводят целые конкурсы, победителям которых оплачивают обучение. Такая программа есть у благотворительного фонда Владимира Потанина. Ежегодно фонд проводит конкурс на обучение сотрудников по программе повышения квалификации «Стратегия создания и развития фондов целевого капитала».
Фото: Marcos Luiz Photograph / Unsplash
Как обратиться к спонсорам
Сначала НКО надо найти подходящего партнера. Можно обратиться к доверенным компаниям, которые лояльно относятся к организации и уже поддерживали ее работу. Если таких нет – искать будущего спонсора самим.
Для этого надо ответить на вопрос: какая мотивация у компании оплатить обучение НКО? Ольга Охотникова выделяет несколько вариантов:
- Реализация программы корпоративной социальной ответственности или желание следовать принципам ESG. НКО может прочитать отчеты, дорожные карты и другие документы, чтобы понять основные приоритеты поддержки.
- Развитие HR-бренда. Сотрудники компании участвуют в развитии НКО, чтобы решить задачи менеджеров по персоналу.
- PR и увеличение лояльности клиентов. Благотворительность положительно сказывается на имидже компаний и используется для внешней коммуникации.
«С точки зрения бизнеса, образование в НКО – инвестиция в будущее», – уверен Павел Прокофьев.
Зачем бизнесу поддерживать НКО
После того, как организация понимает, какая у бизнеса есть базовая мотивация, ей надо заинтересовать будущего партнера. Например, показать, что, финансируя образование сотрудников НКО, компания получит стабильного партнера с прозрачными процессами, сильной командой и результативной работой.
А еще должен быть «мэтч» – взаимовыгодные условия для всех сторон.
Например, фармацевтической компании будет выгоднее работать с пациентской организацией: благополучатели НКО – это потенциальные клиенты. Крупный бизнес может быть заинтересован в работе с региональным фондом: это позволит ему развивать регионы присутствия.
Как замотивировать партнера
После того, как НКО разобралась, какая есть мотивация у бизнеса и что ему можно предложить, пора приступать к общению.
В первую очередь, надо презентовать обучение, которое хотят пройти сотрудники организации. Лучше всего для этого подойдет личная встреча: получится вживую ответить на возникшие вопросы. Но также можно запланировать онлайн-встречу или отправить электронное письмо.
Во время презентации нужно рассказать не только об обучении, но и о тех изменениях, которые организация ожидает после его прохождения. Если обучение скажется на партнерстве, то объяснить, что изменится в жизни компании.
Фото: airfocus / Unsplash
Если организация обращается к проверенному партнеру, то ему будет легче объяснить важность обучения и получить на него деньги. Если это первое общение с компанией, то важно рассказать о себе и своей работе.
После презентации надо уточнить, когда ждать решения. В назначенный день повторно обратиться в компанию и спросить о решении.
«После этого – встреча и обсуждение дальнейших шагов по партнерству: конкретизировать сроки, цели, нужна ли дополнительная отчетность, получится ли оплатить образование полностью или только часть», – говорит Охотникова.
«Опытным путем» – это программа для НКО по развитию процессов планирования, фандрайзинга, бюджетирования, внешних коммуникаций и технической инфраструктуры. За время учебы участники выстраивают работу с частными донорами и организуют фандрайзинговую кампанию.
Лекции проводят эксперты из разных областей, в программе – теоретические и практические занятия. С учащимися работает куратор: это позволяет решать вопросы и адаптировать контент.
«Мы адаптируем новые инструменты, рассказываем о крутых кейсах и ошибках. То, что мы не анонсируем в публичной среде, мы рассказываем студентам. Потому что важно говорить не только про успех, но и про то, что не получилось и как это пережить. Мы создаем и поддерживаем сообщество», – говорит Павел Прокофьев.
Среди выпускников прошлых лет – фонд «Мой Байкал». Во время обучения команда придумала концепцию супермаркета мусора на Байкале. А после выпускного реализовала проект.
Также среди успешных кейсов проект «Зажги звезду добра» фонда им. Алены Петровой, инициатива «Стать Тайным Сантой для ребенка» организации «Чужих детей не бывает» и проект «Вещи с особенностями» от инклюзивных мастерских «Простые вещи».