Новости
Новости
21.11.2024
20.11.2024
19.11.2024
18+
Серии

Инструкция: как НКО находить финансирование на обучение

Где организации искать деньги на обучение сотрудников, как договариваться со спонсорами и почему образование – долгоиграющая инвестиция.

Фото: NeONBRAND / Unsplash

До 31 января 2022 года некоммерческие организации могут подать заявку на обучение в онлайн-школе «Опытным путем». В преддверии нового учебного сезона АСИ рассказывает, в чем ценность платного обучения и как организации найти на него деньги.

Зачем специалистам НКО дополнительное образование

Образование нужно, чтобы повышать качество той помощи, которую НКО оказывает своим подопечным. Сотрудники, которые общаются с благополучателями напрямую, могут научиться дополнительным прикладным навыкам.

Руководители или специалисты отделов могут повысить квалификацию в сфере управления, фандрайзинга, коммуникации и других областях. А чем больше знают сотрудники, тем выше шанс написать успешную заявку на грант, договориться с партнерами и найти спонсоров.

А еще образование – это инструмент повышения устойчивости организации, считает Павел Прокофьев, менеджер онлайн-школы «Опытным путем» фонда «Нужна помощь».

«НКО решают социальные проблемы, при этом бывает так, что они утопают в процессах и не могут посмотреть на себя со стороны. Не получается остановиться, люди выгорают, организация живет от гранта к гранту. Образование же помогает укрепить организацию, стать стабильнее и решать проблемы более системно», – считает эксперт.

НКО надо провести внутренний аудит: понять, какие пробелы есть в работе. Потом проанализировать, какие есть ресурсы, чтобы «подлатать» их: кто, куда и зачем пойдет учиться. И только после этого – выбирать конкретный курс или программу.

Где и как можно учиться

НКО доступно много бесплатных ресурсов для обучения. Большинство таких программ – инициативы инфраструктурных организаций, поэтому они разработаны специально для третьего сектора. Но эксперты советуют обращаться к ним, если «пробел» небольшой: надо изучить новый инструмент или тренды в сфере.

«Сейчас много бесплатного контента, марафонов, курсов. И у сотрудника, как правило, просто нет времени и возможности все это усвоить. Можно услышать много информации от очень умных людей, но если нет практического применения здесь и сейчас, то кроме разовых озарений это ни к чему ни приведет», – отмечает Прокофьев.

Фото: William Moreland / Unsplash

Еще один вариант – программы повышения квалификации при университетах и курсы образовательных проектов. Некоторые из них могут быть не адаптированы под специфику НКО, поэтому выбирать надо аккуратно.

Третий вариант – платное обучение от специалистов третьего сектора. Ольга Охотникова, менеджер по работе с корпоративными партнерами фонда «Нужна помощь», считает, что платные курсы дают более глубокую базу знаний, в них больше модулей и тем. Это взаимодействие и закрепление, а не просто передача знаний через экран.

«Платное образование лучше сформулировано под запрос конкретного студента. Например, у нас есть кураторы, которые собирают обратную связь, помогают с решением возникающих проблем. Это делает обучение применимым для каждой конкретной организации», – объясняет Охотникова.

У некоторых платных курсов есть бесплатный тизер – один или несколько вводных уроков. Их можно посмотреть, чтобы понять: подходит курс организации или нет.

Откуда взять деньги

≈ 15 тыс.
рублей в год готовы выделять руководители НКО на обучение одного сотрудника, по данным на 2019 год

Эксперты советуют заложить расходы на обучение еще во время планирования бюджета. Это позволит сразу понять, сколько денег и на что нужно.

Например, можно отправить сотрудникам анкету и попросить указать обучающие курсы, которые они хотели бы пройти. Даже если у организации в данный момент нет денег, она будет знать, на что их можно будет потратить, если образуется экономия или появится неожиданное пожертвование на уставные цели.

Как попросить деньги у грантодателей

Другой вариант – заложить обучение в грант. Для этого необходимо заранее уточнить стоимость, сроки и наполнение курса. У организаторов обучения можно попросить подробный бюджет или предложить поработать над заявкой вместе, чтобы грантодатель лучше понимал, на что пойдут средства.

Также в заявке необходимо указать расходы, связанные с обучением. Это может быть проезд обучающихся, оплата гостиницы (если обучение в другом городе), командировочные и другие расходы.

Иногда организации проводят целые конкурсы, победителям которых оплачивают обучение. Такая программа есть у благотворительного фонда Владимира Потанина. Ежегодно фонд проводит конкурс на обучение сотрудников по программе повышения квалификации «Стратегия создания и развития фондов целевого капитала».

Фото: Marcos Luiz Photograph / Unsplash

Как обратиться к спонсорам

Сначала НКО надо найти подходящего партнера. Можно обратиться к доверенным компаниям, которые лояльно относятся к организации и уже поддерживали ее работу. Если таких нет – искать будущего спонсора самим.

Для этого надо ответить на вопрос: какая мотивация у компании оплатить обучение НКО? Ольга Охотникова выделяет несколько вариантов:

  • Реализация программы корпоративной социальной ответственности или желание следовать принципам ESG. НКО может прочитать отчеты, дорожные карты и другие документы, чтобы понять основные приоритеты поддержки.
  • Развитие HR-бренда. Сотрудники компании участвуют в развитии НКО, чтобы решить задачи менеджеров по персоналу.
  • PR и увеличение лояльности клиентов. Благотворительность положительно сказывается на имидже компаний и используется для внешней коммуникации.

«С точки зрения бизнеса, образование в НКО – инвестиция в будущее», – уверен Павел Прокофьев.

Зачем бизнесу поддерживать НКО

После того, как организация понимает, какая у бизнеса есть базовая мотивация, ей надо заинтересовать будущего партнера. Например, показать, что, финансируя образование сотрудников НКО, компания получит стабильного партнера с прозрачными процессами, сильной командой и результативной работой.

А еще должен быть «мэтч» – взаимовыгодные условия для всех сторон.

Например, фармацевтической компании будет выгоднее работать с пациентской организацией: благополучатели НКО – это потенциальные клиенты. Крупный бизнес может быть заинтересован в работе с региональным фондом: это позволит ему развивать регионы присутствия.

Как замотивировать партнера

После того, как НКО разобралась, какая есть мотивация у бизнеса и что ему можно предложить, пора приступать к общению.

В первую очередь, надо презентовать обучение, которое хотят пройти сотрудники организации. Лучше всего для этого подойдет личная встреча: получится вживую ответить на возникшие вопросы. Но также можно запланировать онлайн-встречу или отправить электронное письмо.

Во время презентации нужно рассказать не только об обучении, но и о тех изменениях, которые организация ожидает после его прохождения. Если обучение скажется на партнерстве, то объяснить, что изменится в жизни компании.

Фото: airfocus / Unsplash

Если организация обращается к проверенному партнеру, то ему будет легче объяснить важность обучения и получить на него деньги. Если это первое общение с компанией, то важно рассказать о себе и своей работе.

После презентации надо уточнить, когда ждать решения. В назначенный день повторно обратиться в компанию и спросить о решении.

«После этого – встреча и обсуждение дальнейших шагов по партнерству: конкретизировать сроки, цели, нужна ли дополнительная отчетность, получится ли оплатить образование полностью или только часть», – говорит Охотникова.

«Опытным путем» – это программа для НКО по развитию процессов планирования, фандрайзинга, бюджетирования, внешних коммуникаций и технической инфраструктуры. За время учебы участники выстраивают работу с частными донорами и организуют фандрайзинговую кампанию.

Лекции проводят эксперты из разных областей, в программе – теоретические и практические занятия. С учащимися работает куратор: это позволяет решать вопросы и адаптировать контент.

«Мы адаптируем новые инструменты, рассказываем о крутых кейсах и ошибках. То, что мы не анонсируем в публичной среде, мы рассказываем студентам. Потому что важно говорить не только про успех, но и про то, что не получилось и как это пережить. Мы создаем и поддерживаем сообщество», – говорит Павел Прокофьев.

Среди выпускников прошлых лет – фонд «Мой Байкал». Во время обучения команда придумала концепцию супермаркета мусора на Байкале. А после выпускного реализовала проект.

Также среди успешных кейсов проект «Зажги звезду добра» фонда им. Алены Петровой, инициатива «Стать Тайным Сантой для ребенка» организации «Чужих детей не бывает» и проект «Вещи с особенностями» от инклюзивных мастерских «Простые вещи».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике