Десять лет назад только каждый десятый россиянин допускал для себя возможность усыновления ребенка. В 2017-м уже 30% опрошенных предполагали, что могут стать усыновителями.
Системная работа НКО на всех уровнях сыграла не последнюю роль в этих изменениях: многие социально ориентированные организации в России занимаются именно помощью семьям, это традиционно популярное направление среди участников и победителей грантовых конкурсов и большой рынок практик, к детям-сиротам традиционно большое внимание и со стороны финансовых доноров, и со стороны СМИ.
Но как верифицировать практику и понять, полезна ли она? Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко вместе с экспертами впервые в России начал внедрять доказательный подход в социальной сфере и участвовал в разработке критериев, по которым практики можно верифицировать на соответствие Стандарту доказательности.
Текст — часть спецпроекта «Люди места», посвященного 10-летию Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Раз в месяц Агентство социальной информации рассказывает об одной из программ фонда, с помощью экспертов и авторов проектов подводя итоги работы и анализируя эволюцию программы.
Мы рассказываем самые интересные истории людей, которые придумали способ изменить деревню, село или район вокруг себя через культуру, проекты для старшего поколения, поддержку родительства или массовый спорт, и описываем технологии, которые можно тиражировать как на уровне организаций и ресурсных центров, так и в масштабе целых регионов.
Программа «Семья и дети» Фонда Тимченко направлена на то, чтобы каждый ребенок мог жить и воспитываться в семье. В приоритете — сохранение детей в кровных семьях. А если так случилось, что ребенок оказался в детском доме, — помощь в обретении им новой семьи.
Программа поддерживает и организации, которые работают с детьми в учреждениях, реализуют наставнические практики. А кроме того, она тиражирует знания и технологии для НКО, которые хотят действительно эффективно работать.
Как измерить эффект помощи семье?
Десять лет назад программа начиналась с развития семейного устройства детей-сирот и поддержки замещающих семей. До образования Фонда Тимченко был фонд «Ключ», который создал городки для приемных семей и службы сопровождения в трех регионах: Ленинградской, Тамбовской и Рязанской областях. Благодаря инфраструктуре у приемных семей появилась возможность принимать в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей. Сейчас городки включены в региональные системы профилактики сиротства.
В начале запуска программы «Семья и дети» фонд заметил, что в результаты проектов их авторы вписывают не сам эффект, а просто объем проделанной работы: сколько мероприятий было проведено, сколько участников пришло. То есть определить, как действительно та или иная практика повлияла на семьи, было сложно. К тому же сами организации не всегда умело собирали информацию.
Тогда специалисты программы начали развивать систему мониторинга и оценки и вести учет того, что реально меняется в качестве жизни семей и детей. Так начали внедрять доказательный подход в деятельность программы, а затем и в работу партнеров-благополучателей.
На основе этого переформатировали флагманский конкурс программы «Семейный фарватер». Победители стали получать трехгодичную поддержку не только для реализации самой практики, но и для развития системы мониторинга и оценки и формирования доказательной базы эффективности своей работы.
Фонд поддерживал и шаги НКО по передаче своего опыта дальше, коллегам и организациям сферы защиты детства.
Для распространения опыта стали проводить дополнительный конкурс «Курс на семью». Его победители сначала проходят стажировку на базе победителей конкурса «Семейный фарватер», а потом внедряют полученный опыт на местах, организуя стажировки уже на своих площадках.
Опыт этих конкурсов показал: нужно создание общей для всех методики, по которой можно было бы оценить практику в доказательном ключе и понять результативность практики. То есть требовалось создать стандарт.
Стандарт доказательности практик
В 2018 году появился Стандарт доказательности практик в сфере детства — документ, объясняющий, по каким критериям считать практику результативной. Его разработало Межотраслевое профессиональное объединение «Оценка программ в сфере детства» по инициативе Фонда Тимченко. В обсуждении стандарта участвовали более 100 организаций из более чем 20 регионов страны.
В 2019 году фонд создал Реестр (Банк) доказательных практик в сфере детства. Кому он полезен в первую очередь? Как сборник наглядных примеров и пример того, что имеет смысл развивать — тем организациям, которые хотят применять доказательный подход. А тем, чьи практики в реестр уже вошли, он полезен для развития своих практик, для репутации и инструмент фандрайзинга. Это такой знак качества в сфере детства, гарантия результативности, эффективности помощи.
Причины социального сиротства
Один из фокусов программы «Семья и дети» – профилактика социального сиротства. В 2019 году в рамках программы был запущен еще один грантовый конкурс «Семейная гавань», цель которого — как раз поддержать практики по работе с проблемами кровных семей. В том числе приоритетными направлениями конкурса стали те, которые работают с наиболее частыми причинами социального сиротства.
В 2020 году фонд провел исследования причин временного попадания детей в детские учреждения по заявлению родителей и проанализировал, что нужно для более эффективной работы поддерживающих структур. Исследование проходило в Москве, Томской, Самарской и Новосибирской областях.
На основе полученных данных появились рекомендации, в которых объяснялось, какие условия нужно соблюсти, чтобы избежать помещения ребенка в учреждение, и какие специализированные услуги необходимы семьям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.
Фокус на благополучии ребенка. Эльвира Гарифулина: «Это не только физическое, психологическое и эмоциональное состояние ребенка, но и развитие определенных навыков, которые ему пригодятся и сейчас, и в будущем, субъективная удовлетворенность. Часто бывает, что организации руководствуются регламентами разных ведомств, которые противоречат друг другу. Но когда мы действительно фокусируемся на детском благополучии, то, несмотря на раздробленность ведомств, получается работать в нужном направлении».
Проактивный подход в предоставлении поддержки. Необходимо обращать внимание на первые признаки неблагополучия, для того чтобы оперативнее помочь семье. «Семья – это закрытая территория, куда обычно сложно попасть. Социальные службы попадают, когда семья находится уже в неблагополучии и помочь уже очень сложно. Конечно, у семьи должны быть границы, но они заканчиваются там, где есть угроза здоровью и жизни ребенка».
Единый ответственный и технология работы со случаем. Речь идет о социальном координаторе (кураторе случая/кейс-менеджере) с полномочиями привлекать всех необходимых специалистов, который находится в доверительных отношениях с семьей. Такой подход позволяет доводить работу до конечного результата и не останавливаться на полпути.
Предоставление комплексных узкоспециализированных услуг. Эльвира Гарифулина: «Например, рождается в семье ребенок с особенностями, и по идее, все начиная с врачей, которые сообщают это родителям, и заканчивая специалистами, которые потом понадобятся для обучения ребенка, должны вокруг семьи объединяться. А у нас на уровне целенаправленных действий в интересах детей и семей с определенными потребностями, к сожалению, услуг недостаточно. К тому же мамы нередко остаются одни, потому что отцы уходят, а если в семье еще дети, работать она не может, и начинаются проблемы. Тогда какое решение? Поместить ребенка в специализированное учреждение. По крайней мере будет сыт и обут».
Информирование. «У нас отсутствует культура обращения за помощью. Иногда люди не понимают, что можно обратиться к психологу, социальному работнику. И здесь важно грамотно информировать, чтобы те, кому это нужно, узнали о такой помощи. А иногда мало понятно, куда и по каким вопросам можно обращаться, чтобы не нахамили, не “перебросили по кругу”».
Обратная связь. «Менторство со стороны социальной службы ставит родителей в созависимые отношения, иногда провоцирует и иждивенческий подход. А мы хотим, чтобы они были активными, вовлеченными. Поэтому любые формы поддержки должны обсуждаться с семьей и все члены должны быть вовлечены в эту работу».
Отсюда вытекает еще один принцип – опираться в том числе на мнение ребенка. Дети должны также иметь возможность участвовать в обсуждении семейных вопросов. Эльвира Гарифулина: «Мы, взрослые, часто не видим то, что видят дети, то, что они считают важным. Поэтому мы в том числе должны опираться и на их мнение при корректировке нашей поддержки».
«Голос ребенка» и навык выбора
В 2015–2017 годах программа «Семья и дети» проводила конкурс дневников приемных семей «Наши истории». Поначалу целью было поменять общественное мнение о приемных семьях: это были истории про то, как семьи приходят к решению взять ребенка, как происходит адаптация, с какими трудностями они сталкиваются. В итоге этот проект стали использовать в том числе для подготовки в школах приемных родителей, подготовки специалистов в сфере защиты детства, на их основе подготовлены методические пособия.
Истории присылали не только родители, но и дети.
«В одном из дневников подросток описывал, как его забирали из кровной семьи, когда он был маленьким. Это и так травмирующий опыт для ребенка, а когда специалисты начали рассказывать ему «сказки», что «подожди чуть-чуть, и мы привезем тебя к маме», а потом привезли его в детский дом. Никто ничего не объяснил, и это был безумный стресс для ребенка. Мальчик писал, что лучше бы ему честно все рассказали, что происходит».
В 2018 году впервые провели конкурс «Голос ребенка». В первые два года он поддерживал проекты, посвященные исследованиям с участием детей. Дети в этих исследованиях помогали в разработке методик. Основная задача конкурса — развивать культуру участия ребенка в обсуждениях, принятии решений как в семье, так и в работе организаций сферы детства. За время существования конкурс позволил выявить действительно важные для детей вопросы и понять, какой помощи они ждут от взрослых.
«Когда ребенок выходит из детского учреждения в мир, у него нет навыка критического мышления, он не умеет принимать решения, потому что за него всегда решали. Нет навыка выбора. Поэтому у ребенка должна быть возможность принимать участие в обсуждениях, слышать мнение других и обосновывать свою позицию. Сейчас есть инструменты, которые позволяют, используя интерес ребенка, делать его более активным участником обсуждения, получать обратную связь. Мы видим, что всё больше специалистов начинают не только погружаться в эту тему, но уже и использовать на практике», — заключает Гарифулина.
Сегодня в приоритете программы «Семья и дети» остаются как поддержка кровной семьи, так профилактика социального сиротства, консолидация усилий профессионалов, детское благополучие с «голосом ребенка».
Эксперты фонда продолжают работать над Индексом детского благополучия, который вместе с другими инициативами фонда вошел в федеральный План Десятилетия детства.